Информация для благотворительных организаций
Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, коммерческих организаций и физических лиц является значимым фактором развития российского общества.
Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, коммерческих организаций и физических лиц является значимым фактором развития российского общества.
Деятельность благотворительных организаций регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральными законами от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Закон №135-ФЗ),
от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью», Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 № 2705-р, приказом Минюста России от 31.08.2020 № 190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований» (далее – приказ № 190).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13.01.2023 № 10, территориальные органы Минюста России являются уполномоченными органами в сфере федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» контрольно-надзорные органы осуществляют функции по федеральному государственному надзору (контролю) за деятельностью юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, в рамках своей компетенции.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) территориальных органов Минюста России за деятельностью некоммерческих организаций является соответствие их деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», пункт 3 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2021 № 274; далее – Административный регламент).
Департаментом законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Минюста России (далее – Департамент) проведен анализ вопросов, возникающих у территориальных органов, при проведении проверок деятельности некоммерческих благотворительных организаций.
1. Отчеты благотворительной организации.
Одной из наиболее распространенных проблем при осуществлении контроля за деятельностью благотворительных организаций является отсутствие унифицированной формы отчета благотворительных организаций, а также возможности его размещения в сети Интернет для свободного доступа к нему.
Некоммерческие организации, являющиеся благотворительными, в соответствии со статьей 19 Закона № 135-ФЗ обязаны ежегодно представлять в Минюст России и его территориальные органы по месту своего нахождения сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона № 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований Закона № 135-ФЗ, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах
по их устранению.
Данный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в произвольной форме, до 31 марта года, следующего за отчетным (пункт 3 статьи 19 Закона № 135-ФЗ).
Также с учетом части 5 статьи 16.1 Закона № 135-ФЗ в случае, если благотворительная организация использует ящик для сбора благотворительных пожертвований, она должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, а также публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в сети Интернет).
Требования к форме и срокам опубликования такого отчета утверждены приказом № 190 (далее – Требования).
Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к данным отчетам
(части 5 и 6 статьи 19 Закона № 135-ФЗ).
Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не являются коммерческой тайной.
Таким образом, отчет, предоставляемый благотворительными организациями, содержит большой объем информации. Отсутствие единой унифицированной формы данного отчета не способствует важнейшему принципу «прозрачности». Именно принцип «прозрачности» служит одной
из гарантий того, что характер деятельности благотворительной организации не изменится и что извлечение прибыли и ее скрытое распределение между должностными лицами и (или) учредителями (участниками) организации не станет на практике основной целью ее деятельности.
До выработки единой унифицированной формы отчета благотворительных организаций территориальными органами Минюста России предлагается разработать требования к наличию сайта в сети Интернет, раскрывающего всю необходимую информацию о таких организациях.
2. Направление отчетов на электронный адрес [email protected]minjust.gov.ru.
Согласно пункту 3 Требования, некоммерческая организация, использующая ящик (ящики) для сбора благотворительных пожертвований, обязана публиковать отчет на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России ( www.minjust.gov.ru ) и официальные сайты его территориальных органов, а также на сайте некоммерческой организации (при наличии сайта) ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Во исполнение указанного положения Требования на официальном сайте Минюста России в сети Интернет и на главной странице Информационного портала Минюста России о деятельности некоммерческих организаций в разделах «Деятельность» → «Деятельность в сфере некоммерческих организаций» → «Контроль деятельности и отчетность некоммерческих организаций» создан подраздел «Отчеты некоммерческих организаций об использовании собранных благотворительных пожертвований», в котором размещены требования к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований.
Прием и регистрация указанных отчетов осуществляется при поступлении их на созданный ящик электронной почты [email protected]
Департамент перенаправляет зарегистрированные отчеты по принадлежности в соответствующий территориальный орган Минюста России, осуществляющий контроль за деятельностью благотворительной организации, представившей отчет на указанную электронную почту.
Одновременно в случае, когда при проведении контрольных мероприятий в отношении благотворительных организаций территориальным органом Минюста России необходимо удостовериться в исполнении проверяемой организацией обязанности по представлению отчетности им может быть направлен соответствующий запрос в Департамент для предоставлении им такой информации.
3. Сбор пожертвований на личную карту.
При осуществлении контрольных полномочий в отношении благотворительных организаций, рассмотрении жалоб (обращений)
на деятельность благотворительных организаций выявляются факты сбора указанными организациями пожертвований на личную карту (счет) руководителя, членов (участников) организации.
Порядок сбора пожертвований указанным способом, а также порядок данных поступлений законодательством не урегулирован.
При проведении проверки соответствия деятельности благотворительной организации ее уставным целям, в том числе по расходованию поступивших денежных средств, у территориального органа отсутствуют полномочия истребовать выписки банков по личным счетам вышеуказанных физических лиц для выявления и анализа поступлений (расходования) денежных средств от имени и в интересах некоммерческой организации.
Таким образом, сбор таких пожертвований не является прозрачным, влечет невозможность осуществления надлежащего контроля
за соответствием расходования поступивших средств.
Последние новости
Об использовании воздушного пространства над населенным пунктом
Администрация городского округа Стрежевой напоминает, что Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и квадрокоптерами,
Об изменении тарифов по плате за наём
Уважаемые наниматели муниципальных квартир! Уведомляем вас о том, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 23.12.
Штабу Поста №1 города Томска - 45 лет!
26 декабря в 15.00 во Дворце творчества детей и молодёжи города Томска https://t.me/dtdm70/406 состоится торжественное собрание участников Штаба «Пост №1».
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения