Кар-Вай, сырость и дискомфорт: каким получилось «Преступление и наказание» от Томской драмы

«Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского — это еще один эксперимент по переносу прозы в театральное пространство,

Фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru Статья: Вячеслав Серов

«Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского — это еще один эксперимент по переносу прозы в театральное пространство, как то уже было с «Матренином двором» . Однако к постановке на этот раз был привлечен очень талантливый и сторонний для театра режиссер Максим Соколов , номинант «Золотой маски» за спектакль «Папа встретит меня в L.A.» в Молодежном театре в Архангельске. И у него на хрестоматийное и культовое произведение Достоевского однозначно был свой, особенный авторский взгляд.

Впрочем, хватит ли новых форм, оммажей на культового гонконгского режиссера и неожиданных персональных акцентов для того, чтобы сделать что-то грандиозное и важное для томской театральной сцены? Еще как хватит. Но обо всем по порядку.

Смысла пересказывать «Преступление и наказание» не вижу принципиально никакого. Все мы знаем историю о студенте Родионе Раскольникове, двух его жертвах, бесконечных душевных терзаниях и закоулках мрачного и жутко депрессивного Петербурга 19 века. Режиссер постановки, впрочем, тоже не собирался следовать произведению в привычном его понимании.

Действие хоть и развивается хронологически верно, подводя все главные сюжетные линии, мысли и действия к общему и давно известному финалу, но делает это автор в стиле того самого Вонга Кар-Вая, мазками, эпизодами и обрывками. Привычные персонажи: от Раскольникова и Сони Мармеладовой, до Порфирия, Свидригайлова и Дуни — все они будто бы прошли через призму фильмов «Чунгкингский экспресс» и «Любовное настроение». При этом Соколов не ограничился лишь визуализацией героев Кар-Вая в главных образах Достоевского. Своими режиссерскими решениями он превращает само действие в типичный кар-ваевский фильм, удивительным образом погружая зрителей в этот гипнотический, но такой дискомфортный рапид. Такое ощущение, что если бы само пространство способно было играть неестественными красками, распадаясь на отдельные фрагменты и кадры, то режиссер с радостью воспользовался этой возможностью.

Вообще, как и «Король-Олень» , «Преступление и наказание» очень много берет у кинематографа: это и поднадоевшее местами мокьюментари с прямой трансляцией на большой экран, и кадры из фильмов Кар-Вая, и невероятная игра света, благодаря которой можно прямо в реальном времени создавать на сцене застывшие картины, как то было с льющимся по руке Свидригайлова вином. И обращение к искусству кино очень даже понятно, таким образом Соколов пытается довести свою постановку до ощущения потока сознания, где каждый из отдельных элементов разгадывается и прочитывается, но вместе они создают что-то новое. Непременно дерзкое, стильное и в то же время отталкивающее.

Дискомфорт — это вообще одно из главных качеств этого спектакля.   И это очень важно, если мы говорим про произведение Достоевского. Декорации сырые (буквально), постоянно идет искусственный дождь, в стены летят кусочки еды, а главные герои лежат на сцене прямо в одежде, не оставляя себе шансов на то, чтобы выйти сухими из этой истории. В немалой степени это влияет и на главные аспекты спектакля: исследовать человеческую натуру, задать те же вопросы, что и Достоевский, но попытаться найти совершенно иные ответы. Так Раскольников из сомневающегося, но все-таки образованного человека наделяется большим количеством звериных повадок, постепенно теряя свой человеческий облик, резко резонируя с теми титанами, о которых он писал в своей статье. Здесь уже сложно говорить о классическом антагонизме между Раскольниковым и Порфирием Петровичем, о какой-то игре разумов. Родион в этой постановке похож на пса, который бежит за машиной, не успевая все как следует осознать и отрефлексировать.

При этом Соколов снова смещает акценты, все чаще выводя на сцену Свидригайлова и противопоставляя его главному герою. Ведь режиссер буквально прямо говорил о том, что ему хотелось взглянуть на эту историю под другим углом, представив, что Свидригайлов — это тот же Раскольников, который так и не раскаялся за свое темное прошлое. А его линия с сестрой Родиона Дуней превращается в самую настоящую любовную драму, где можно немало почерпнуть про абьюз, важность сепарации и любви к самому себе.

И подобные диалоги, к слову, можно отнести к минусам этой постановки. Но поймите правильно, речь исключительно про их место в теле спектакля, невозможно упрекнуть в плохой игре Евгения Казакова , Олесю Казанцеву , Дмитрия Упольникова или Аделину Бухвалову . Просто иногда долгие сцены диалогов нарушают общий темп повествования, заставляя спектакль сделать шаг назад в своей необычной форме, уступая более простым сюжетным функциям. Если вообще можно говорить о каком-то темпоритме в контексте такой декадентской постановки.

По итогу режиссеру удается создать необычное, неожиданное и однозначно очень нервное произведение, у которого получается находиться вне времени и пространства. Множество тематических пластов оригинального текста «Преступления и наказания» переплетаются между собой, смешиваются с метамодернистскими мотивами, песнями Palina, IC3PEAK и Barton, личными ощущениями каждого зрителя, светом, цветом, стилем, контекстом и постоянным сценическим дождем. Спектакль может внезапно оттолкнуть от себя зрителя, окинув его очень дискомфортными сценами, но еще внезапнее он раскроет теплые и широкие объятия, даря надежду и уют. Эмоциональность, нервность и живость «Преступления и наказания» Максима Соколова однозначно позволяет назвать эту постановку одной из лучших в Томской драме и городе в целом.

Но если вы пришли исключительно за пересказом и переносом Достоевского на театральную сцену, то лучше не смотреть этот спектакль вовсе. Это «Преступление и наказание» постарается обратиться к вам как можно глубже и сильнее, и рекомендуем не сопротивляться всем инструментам режиссера. Иначе будет больно и неприятно. Но этого автор точно не пытался добиться.

P.S. Отдельно скажу, что главное достижение Максима Соколова и актеров спектакля — это привнести юмор в Достоевского. Неожиданный, непреднамеренный, но от того более ценный и пробирающий.

Последние новости

Как защитить частотный преобразователь от скачков напряжения?

Практическое руководство по сохранению оборудования и денег — узнайте, как защитить частотник от опасных скачков напряжения и продлить срок его службы.

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства

Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б

Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Оглашен приговор по уголовному делу в отношении жительницы Колпашевского района Томской области, поджегшей на почве ревности дом, в котором находился ее бывший сожитель

Томский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее не судимой 22-летней жительницы г. Колпашево Томской области.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Муроме с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *