Кинематографичная сказка о поиске отца: каким получился спектакль «Полина ищет па» от ТЮЗа
Первая премьера Томского театра юного зрителя в этом году, на удивление, про детей и для детей.
Первая премьера Томского театра юного зрителя в этом году, на удивление, про детей и для детей. «Полина ищет па» — работа режиссера Анны Морозовой по пьесе Екатерины Тимофеевой, в ней авторы решили объединить самые странные компоненты и элементы, как будто бы воссоздавая мышление яркого и живого подростка в его самый нежный и эмоциональный возраст. Локомотивом поставили вопрос уходящих из семей родителей и отправили свой состав в путь. Остается вопрос: а получилось ли? Обо всем по порядку.
Сюжет постановки рассказывает о 13-летней девочке Полине, единственной целью которой является предстоящая школьная спартакиада, куда она уговаривает пойти маму с бабушкой. Все для того, чтобы после победы им сделали красивую фотосессию и повесили фотографию на большой городской баннер. Но Полина лукавит, все дело в том, что она влюбилась в школьную звезду Яна, лидера рок-группы, отвязного современного панка, которого в интерпретации ТЮЗа сделали оммажем на вокалиста группы «Пошлая Молли». Но есть и еще одна проблема: для фотосессии необходима вся семья, а своего папу Полина не знает, бабушка не помнит, а мама активно отмалчивается. Поэтому девочка берет все в свои руки и отправляется в страшное, но увлекательное путешествие из Москвы в Петербург.
Уже на уровне синопсиса становится ясно, что зрителя ждет с виду очень простая, но раскладывающаяся на бесконечное множество пластов история. «Полина ищет па» — это тот спектакль, который может бросить пыль в глаза некой суматохой в самом своем начале, где школьная спартакиада кажется поставленной слишком просто и карикатурно камерно, но позже разогнаться до таких серьезных тем, что заставят очень крепко задуматься. При этом сложно понять, комфортно ли чувствует себя спектакль именно в рамках малой формы. С одной стороны ему будто бы не хватает воздуха, а с другой — ряд режиссерских приемов вызывает полное изумление и восторг, и сработать на большой сцене они бы попросту не смогли, а история без них будет выглядеть совершенно серо и обыденно.
Но мы же имеем дело с подростком и ее активным воображением, так что вставки с крашем-музыкантом в стиле Эдгара Райта и его «Скотта Пилигрима» или панический страх перед старой жительницей одного из питерских домов, которую изобразили в образе Безликого из «Унесенных призраками» — все это создает общее настроение иногда тревожной, но все-таки мечтательности. Кроме того, «Полина ищет па» поднимает ряд вопрос о ценности семьи как в традиционном, так и в более широком ее понимании. Главная цель героини — найти отца, которого она, 13-летняя девочка, отправляется искать в одиночку в страшный и неизвестный Питер. При этом через призму ребенка, который не особо задумывается о малодушии поступка отца, испытывает лишь личную к нему обиду. Ведь « вот она я, я даже не прячусь, почему ты меня так и не нашел? ». В это же время зритель может задуматься о проблеме намного глубже. О том, что большая часть страны воспитывалась бабушками и мамами, о том, что шутки про «ушел за хлебом» уже давно прописаны в национальный код каждого жителя России, о том, что полноту семьи определяет не только ее состав. О том, что необязательно быть родственниками, чтобы стать семьей.
Да, зритель снова получает сильный гуманистический и человеколюбивый посыл о том, что породниться можно с кем угодно, ведь главное быть хорошим и открытым человеком. Особенно трогательно, когда эта мысль доносится через призму 13-летнего подростка, чья логика разительно отличается от нас, взрослых людей.
При этом ТЮЗ не изменяет себе и украшает постановку новыми деталями и большим количеством изобретательных, почти кинематографичных элементов, что так органично перебиваются с наивными условностями пьесы и скучным бытом реальности. Свою главную и практически духовную цель Полина осознает в тот момент, когда карикатурная директриса ставит свой гиперболизированный ультиматум, разогревая и поедая курицу из пластикового контейнера. Если это не шикарная работа с деталями и атмосферой, то мы уже ничего не понимаем.
Еще одним приятным наполнением становится общий флер повествования, авторам каким-то образом удалось наполнить постановку атмосферой российского ситкома из нулевых. Весь путь Полины превращается в набор разных серий, где героине приходится преодолевать все новые и новые преграды, а реакция зрительного зала — все тот же смех или вздохи в ситкоме, очень иммерсивно.
«Полина ищет па» — это история, которая подойдет как взрослым, так и детям. В ней есть много подростковых проблем, ответ на которые дети могут очень просто найти, есть комические моменты, а есть довольно серьезная драма. И она заканчивается не тем хэппи-эндом, что закладывается в названии пьесы. А чем-то более взрослым, осознанным и правильным. Этот спектакль про любовь к семье, любовь к себе и любовь к миру. И совершенно неважно, был ли в вашей семье отец или нет, понять главную мысль точно сможет каждый.
Последние новости
Низкая активность вакцинации от гриппа среди детей в Томской области
Томская область продолжает борьбу с гриппом, но привито менее 70% детей.
Капитальный ремонт крыши здания городской думы Томска
Администрация города объявила аукцион на проведение работ по ремонту кровли.
Семья из Томска удостоилась знака «Родительская доблесть»
Губернатор вручил награду супругам за их вклад в воспитание детей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией