Начало томского кинематографа или ванильное «Черное зеркало»: каким получился веб-сериал «Соцсети»
7 января в онлайн-кинотеатре PREMIER состоялась премьера томского веб-сериала «Соцсети», созданием которого занималась компания CAST Prod.,
7 января в онлайн-кинотеатре PREMIER состоялась премьера томского веб-сериала «Соцсети», созданием которого занималась компания CAST Prod., а участие в нем принимали как российские звезды кино, так и томские театральные актеры.
Все шесть серий шоу-альманаха доступны для просмотра, а мы постараемся разобраться: получилось ли у томских энтузиастов проложить тропинку к созданию локального кинематографа или же все обернулось неловкой пародией на культовое «Черное зеркало»? Обо всем по порядку.
Для протокола, тут же снимаем свою претензию по поводу сериала-альманаха от Netflix. С «Черным зеркалом» «Соцсети» роднит лишь композиционная составляющая и поднимаемые темы: технологии против человека. Томский сериал — это попытка исследовать современные цифровые гаджеты, медиа, умных ассистентов и прочие полезные хай-тек новшества современного мира в социальном и психологическом контексте. Насколько умные гаджеты способны испортить или улучшить нашу с вами жизнь.
Нет, это не ода ретроградству, а действительно искренняя и честная попытка проанализировать мироощущение жителей современных мегаполисов через призму вездесущих диджитал-технологий. Но вот только с одним условием: все это, по задумке авторов, происходит в Томске, в том или ином виде недалекого, но такого дистопичного и малоприятного будущего. И примерно тут кроется первая проблема шоу. Попытка совместить хорошую идею альманаха в духе «Черного зеркала» и локальную привзяку действий к Томску очень плохо сочетаются вместе. Не в том смысле, что одно нарушает другое, а в том, что они сшиты между собой очень толстыми белыми нитками, которые то и дело выпирают.
Например, у нас есть история об отчаявшемся мужчине, которого бросает жена, а утешение он находит в виртуальной семье, которую ему предоставляет некий отель «Счастье». Он погружается в этот цифровой мир и активно рушит свою реальную жизнь. И такое, по сути, могло произойти где угодно и когда угодно. Но авторы используют томские декорации, подворотни и главные улицы, сочетая это с заброшками и видами одного известного местного отеля. И все это выглядит крайне нарочито и в какой-то степени искусственно, ведь эта история и не нуждается в таком дотошном следовании сверхидеи — снять томское кино.
Другой пример: новелла с Сергеем Походаевым, где семье нужно собрать как можно больше лайков, чтобы получить наследство почившего деда, чью роль блистательно исполнил томский скульптор Леонтий Усов. Тут Томск тоже выступает лишь декорациями и фоном, а микс между несвязанными с собой улицами, университетами и как будто бы совершенно случайными (красивыми, но случайными) пролетами дрона над центром города лишь создает дополнительную неразбериху. Словом, Томск в «Соцсетях» показан лишь для того, чтобы он был, чтобы зритель мог понимать, что действие проходит не в каком-то другом городе. Хотя львиная доля действий протекает в ресторанах, лофтах и офисных помещениях, встретить которые можно в любой части страны. При этом совершенно не выражен дух города, не показан его колорит и пресловутые национальные особенности, что, к сожалению, обезличивает Томск, заставляя его выглядеть точно так же, как и любой-другой город России в среднестатистическом сериале.
Вторая проблема более важная — затянутые истории. И это прозвучит парадоксально, ведь хронометраж каждого эпизода не составляет даже тридцати минут, но при этом серии выглядят и чувствуются искусственно растянутыми и увеличенными. В какой-то момент даже можно поймать себя на мысли, что вот где-то тут было бы неплохо закончить эпизод, яркая и многозначительная точка найдена, пора остановиться, но действие продолжается, смазывая все эмоции и рассуждения, которые уже были получены ранее. Разумеется, ругать за такое команду начинающих кинематографистов — это глупо и несколько странно, но и промолчать о таком мы не можем. Ровно как и о работе с актерами, где также чувствуется авторская неуверенность. Даже такие звезды как Аксенова и Кяро иной раз в сериале выглядят очень растеряно и несколько неуместно, как будто бы не до конца понимают: а что им вообще сейчас играть?
Не обошлось и без технических огрехов: звуковое сопровождение шоу местами может резко оборваться, а речь некоторых актеров звучит с заметным перегрузом, оставляя в ваших колонках неприятные аудиоартефакты и впечатление все той же авторской неуверенности. Но таких моментов в сериале не так уж и много.
И вот вы сейчас думаете, и что же нам, получается, не смотреть сериал, который был снят в Томске, столько в нем минусов и недостатков? Конечно же нет. «Соцсети» — это безусловный прецедент, который обязан стать невероятной стартовой точкой для создания целой индустрии в Томске. Через такой проект о CAST Prod. могут узнать во всей стране, так что рождение полноценного локального кинопроизводства — это лишь вопрос времени, сил и желаний.
В сериале заметно очень много действительно классных и неожиданных находок, начиная от сценария и общей идеи, заканчивая операторской работой и качеством визуальных эффектов. Несмотря на все огрехи и ошибки первого опыта, у CAST Prod. получилось создать продукт, который на несколько голов обходит более крупные и дорогие отечественные релизы (передаем привет «Проекту «Анна Николаевна»). Исследование современных технологий и человека в нем — оригинально и остроумно, недаром мы говорили, что с «Черным зеркалом» у «Соцсетей» общая лишь концепция. Появление в сериале томских театральных и непрофессиональных актеров выглядит как глоток свежего воздуха, а общие сцены Ольги Райх с Кириллом Кяро или Антона Антонова с Антоном Кузнецовым вызывают искренний восторг и радость за наших артистов.
«Соцсети» — это пусть и неровный, местами неуверенный, но очень креативный сплав энтузиазма и желания сделать что-то свое в мире российского кинематографа, подарить Томску ту креативную индустрию, о которой многие могли только мечтать. Все минусы и недочеты сериала — это лишь проба пера. И будем честны, вышла она довольна неплохой.
Последние новости
Низкая активность вакцинации от гриппа среди детей в Томской области
Томская область продолжает борьбу с гриппом, но привито менее 70% детей.
Капитальный ремонт крыши здания городской думы Томска
Администрация города объявила аукцион на проведение работ по ремонту кровли.
Семья из Томска удостоилась знака «Родительская доблесть»
Губернатор вручил награду супругам за их вклад в воспитание детей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований