Неровная семейная драма или красочный дебют клипмейкера: киноитоги года по версии Tomsk.ru
Новый год все ближе — итогов все больше.
Новый год все ближе — итогов все больше. На прошлой неделе мы на Tomsk.ru запустили серию финальных материалов года, которые так или иначе будут связаны с культурной жизнью страны и города. И, конечно же, уже традиционным блоком будут киноитоги, первую часть которых вы увидите прямо сейчас. Разумеется, в них мы не смогли внести все, что происходило с отечественной киноиндустрией в 2022 году. Тут нет сериала «Капельник» или отмеченного на фестивалях «Купе номер шесть», или грандиозного «Сердца пармы», но и без этого будет что обсудить и вспомнить. Напоминаем, что здесь вас ждет исключительно субъективное мнение, которое запросто можно будет оспорить в наших социальных сетях. Но обо всем по порядку.
Киноальманах года — «Кто там?»Да, к сожалению, российские киноделы все никак не перестанут обманывать зрителей, прокатывая в кинотеатрах подготовленные к прокату на большом экране сериалы. «Кто там?» именно такой продукт. Но если закрыть глаза на этот неприятный факт, то перед зрителем откроется очень приятная и даже удивляющая картина. В попытке сделать отечественное «Черное зеркало», авторы смогли рассказать несколько разнообразных историй, способных напугать, заставить задуматься и нервно хихикать во время просмотра.
И ты даже не понимаешь, смеешься ты от кромешного абсурда происходящего или же от того, какие уникальные и неожиданные ходы использовали авторы альманаха. «Кто там?» одновременно способен напугать, заставить задуматься и так талантливо обмануть ваши ожидания, что сразу же хочется простить этому продукту все, лишь бы он продолжал заигрывать со зрителем на поле сценария. Впрочем, прощать этот альманах и не за что, ведь продукт получился собранным, уверенным и очень качественным.
Лучшая драма года — «Время года зима»Никто и никогда не отнимет у российских авторов желание делать пронзительное, очень серьезное и иносказательное кино, которое будто специально снимается для показов на фестивалях. Разница в этот раз лишь в том, что события в стране и в мире позволили этому небольшому, но глубокому шедевру добраться до больших экранов, чтобы его могли увидеть как можно больше людей. Невероятно громкий, как эмоционально, так и физически, поднимаемый не самые популярные, но важные темы «Время зима года», к сожалению, не очень шумно заявил о себе в прокате. И это вызывает огорчение. Мало какой фильм в 2022 году оказался таким актуальным и пронзительным.
Авторы решили поговорить о проблеме, которую в России как будто бы не замечают — болезнь Альцгеймера. Все больше и больше людей по всей стране так или иначе сталкиваются с этим недугом и не всегда понимают, а как же поступить в этой ситуации, а чувствует ли кто-то ту же боль, что и они? И авторы дают очень четко понять, что такие люди не одиноки. Вместе с болью от болезни они поднимают и другие малоприятные для россиян темы: сепарация от родителей, нелюбовь близких и бесконечные обиды в семье. Так что если вы ищите кино, которое поймет вас и ваши проблемы, не станет над ними смеяться, а просто сядет рядом и обнимет, то лучшей драмы, чем «Время года зима» в 2022 году просто не найти.
Лучший дебют года — «Казнь»«Казнь» Ладо Кватании — первая его полноценная работа как режиссера, а не как известного клипмейкера. Да, она получилась очень неровной, где-то затянутой, где-то эстетика очень грубо перекрывала содержание, но назвать этот дебют плохим — язык у нас не повернется. История о вымышленном серийном убийце из Советского Союза, поимка которого превратилась в нервный и невероятно стильный неонуар, оказала свое впечатление на многих зрителей. Все потому что еще никто и никогда не видел такого советского прошлого, еще никто так смачно и со вкусом не эстетизировал бесконечные коридоры канцелярий и скучную совковую мебель, превращая ее в самые неординарные и красочные декорации. Редко кто мог видеть настолько живых, неоднозначных и ярких героев из той эпохи. В их характерах есть место не только для стерильного светлого и темного, они очень часто заходят на территорию серой морали, так что ты теряешься, а кому тут вообще можно сопереживать?
Впрочем, общая затянутость картины и заигрывание с формой, бесконечно красивыми, но не несущими под собой смысла проездами камерами, не позволяют сказать, что «Казнь» получилась исключительно успешным продуктом. Видно, что это лишь проба пера и поиск авторского почерка Кватании, но уже сейчас можно сказать, что его истории обещают быть неоднозначными, местами брутальными и неизменно красивыми. Ну а пока у нас есть его первая попытка показать свои умения. И если вы ее не видели, то самое время оценить.
«Могло бы быть и лучше» года — «Оторви и выбрось»А вот фильм, за который нам действительно было жаль. Кирилл Соколов, молодой режиссер успешно стартовавший с картиной «Папа, сдохни» обещал стать новым российским Тарантино или Гаем Ричи. В своем дебюте он делал ставку на нелинейное повествование, крайне яркие образы и невероятный уровень изобретательного ультранасилия в контексте российской глубинки. Многие из этих элементов добрались до его нового фильма, но появилось очень много недостатков. Возможно, это связано с тем, что Соколов постарался выйти за собственные рамки и расширить географию происходящих событий, но совершенно не справился с установленным в истории масштабом. Да, тут по-прежнему есть неординарные персонажи, любопытная, но будто бы вторичная тема абьюза в семье, даже ультранасилие осталось на прежнем уровне, но при этом история рассыпается на глазах у зрителя.
Ты уже не веришь, что подобное могло произойти даже в теории, что такая гиперболизация имеет место быть. Но еще больше ты не веришь персонажам, которые даже не пытаются двигать сюжет вперед. Есть проблемы между дочерью и матерью-тираном, одна старается скрыться, а вторая — догнать. Но одно и то же действие повторяется буквально несколько раз, совершенно не развивая героев и не продвигаясь в исследовании выбранной темы. А все это ведет к тому, что зритель не понимает, на что он потратил свое время, ведь путешествие из точки А привело во всю ту же точку А, но с небольшими изменениями. Возможно, следующие картины Соколова уже отпустят семейную проблематику и двинуться изучать что-то другое, но пока что имеем очень хорошего режиссера, который не смог повторить свой же успех.
Лучшая комедия года — «Молодой человек»
Когда вам говорят, что покажут фильм от продюсера Ильи Найшуллера, где на одном экране сойдутся Данила Козловский, Павел Табаков, Ингрид Олеринская и Данила Поперечный, а потом назовут все это смешной летней комедией, то где-то внутри может заголосить внутренний BadComedian, потирая руки для нового обзора. Но потом выходит фильм, и ты уже ловишь себя на мысли, что очень искренне и от души смеешься от происходящего. И не потому что это вызывает у тебя испанский стыд, а потому что авторы сделали действительно отличную, сбитую и актуальную комедию. У вас такого не было? Значит, вы не видели «Молодого человека». Фильм получился действительно очень сбалансированным, его шутки не покажутся пошлыми или сортирными, а общий посыл заставит на какое-то время задуматься о том, а какой же вы на самом деле человек? Ну и здесь, на наш скромный взгляд, спрятана самая смешная роль Данилы Козловского. Такого уровня самоиронии от него ждали очень давно.
Самый успешный эксперимент года — «Конец света»Видимо, где-то в недрах отечественного кинопроизводства, создали самый настоящий философский камень для успешного российского фильма или сериала. Сделать огромный акцент на семейных взаимоотношениях. Так поступили в новом сериале «Конец света» и ни разу не прогадали со ставкой. Разумеется, в первую очередь это вольная интерпретация «Мастера и Маргариты» и «Благих знамений», где Сатана появляется в Москве, начинает устраивать свои дьявольские беспорядки, но только чтобы устроить Армагеддон, но для этого ему нужно найти общий язык со своим сыном Демьяном, которого также можно знать как Антихрист. На удивление грамотно прописанный сценарий не дает истории развалиться, окутывая ее вайбами как произведения Булгакова, так и дуэта Геймана-Пратчетта. Авторам удается порассуждать на тему проблемных семей, веры и религии, истины греха и роли Дьявола, но при этом не забывать устраивать разудалый и веселый треш со взрывающимися бандитами и бездарно проданными душами. Да, возможно финал может кому-то показаться скомканным и надуманным, но стоит признать, что эксперимент Александра Незлобина (да-да, автора многострадального сериала «Незлоб») можно считать как минимум удачным.
Самый душевный фильм года — «Далекие близкие»И снова тема семьи, и снова неплохая, на первый взгляд комедия, ну так за что ее включать в список? И так уже этих семейных темы выше крыше, будто бы не о чем больше снимать. Это будет звучать справедливо, но у фильма есть полное основание носить статус самого лампового кино — это одно из самых теплых и уютных роуд-муви, что можно себе представить. Где-то фильм может показаться крайне наивным, где-то можно воскликнуть, что такого в жизни не бывает, слишком все очаровательно и радужно. Но авторы ставили себе именно такую цель. Во времена не самые приятные и тяжелые они сняли фильм, который напоминает, ради чего стоит жить на самом деле. Путешествие отца и сына превращается в очень трогательную терапию для всех, кто когда-то испытывал проблемы в семье. А выбранный жанр позволяет оказаться вместе с героями в их созидательном и в какой-то степени даже медитативном путешествии, где обязательно случится самый наивный и предсказуемый хэппи энд. Но именно таких фильмов российским зрителям и не хватало. Что-то простое и душевное, неглупое и смешное. Если давно такое искали, то самое время познакомиться с «Далекими близкими».
Последние новости
Пневмония в Томской области: тревожные статистические данные
Заболеваемость внебольничной пневмонией в регионе продолжает расти.
Трансляция важного события 22 ноября в 10 часов
Не пропустите возможность узнать важные новости.
День матери в России: традиции и история праздника
24 ноября Россия отмечает праздник, наполненный любовью и заботой о матерях.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований