Томичи смогут посмотреть традиционные маски и костюмы для ряженья

В Томске в Первом музее славянской мифологии работает выставка «Маски — традиции и сказки».

В Томске в Первом музее славянской мифологии работает выставка «Маски — традиции и сказки». В её основе — костюмы старика и старухи Алексея Блинова (Бахаря), этнографа, специалиста в области прикладного искусства, организатора этнокультурного объединения «Окрута» (Москва).

Как сообщают в музее, выставка посвящена традиции ряжения как феномену празднично-обрядовой народной культуры. Экспозиция создана в рамках проекта «Лики Сибири». Сам проект — это 10 барельефов в виде масок, 10 историй про Сибирь, 10 художественных образов, базирующихся на знаковых, смысловых, локальных доминантах. По словам организаторов, каждая из масок — это уникальный художественный образ, за которым стоят конкретные сибирские мастера.

«Маска является одним из главных атрибутов ряжения. Ведь для ряженых важно было остаться неопознанными. Они закрывали лица волосами и платками, намазывали сажей и, конечно, прятали лица за масками. Маски делались из различных подручных материалов, — говорится в сообщении. — Ряжение в деревнях сохранялось вплоть до 30-х годов XX века, а местами и позднее».

По словам Алексея Блинова, ряженые — участники народного обрядового маскарада — создавали особый «перевёрнутый» мир через свой облик и антиповедение. Самые распространенные персонажи ряженья у славян.

«Старики в ряжении это буря, удаль и бесчинство, до поры сокрытое под личиной ветхости и немощи. Эти персонажи вызывают почтение к старости, но одновременно являются пугающими и комичными. Заходя в дом или на двор, ряженые старики начинали проверять хозяйство, наводить порядок или, наоборот, могли разбить что-то, испортить. Нередко ряженые старик и старуха плясали и разыгрывали шуточную свадьбу», — отмечает Алексей Блинов.

Для создания образа стариков окрутники брали старинную одежду, часто хранившуюся в сундуках, вышедшую из употребления. Она выглядела «чудно», удивляла зрителей. Также для создания образа стариков могли использовать ветхую, дырявую, рваную одежду с нашитыми пестрыми заплатками, лоскутами тканей. Это нашло отражение в некоторых региональных названиях ряженых: тряпосьники, лоскутники, шабонники, морховаты страшки (одетые в рваную одежду).

Над дизайном экспозиции работали томские художники Николай Исаев и Лукия Мурина. В экспозиции используются интерактивными и иммерсивными элементами, что позволяет погрузиться в атмосферу древнего обрядового действия.

Позже барельефы в виде масок будут размещены в разных сибирских городах. К каждому из них будет записан бесплатный аудиогид, который расшифрует художественный образ, а вместе с тем, историческую и краеведческую подоплеку.

Проект «Лики Сибири» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Напомним, в следующую субботу, 14 января, в Первом музее славянской мифологии пройдут традиционные колядки с участием фольклорного театра «Окрутники» Алексея Блинова и Анны Понкратовой (Москва). Гостей мероприятия ждет интерактивная программа, подготовка костюмов и прогулка по улице Бакунина.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор» .

Томский Обзор / Фото: предоставлено организаторами

Последние новости

Низкая активность вакцинации от гриппа среди детей в Томской области

Томская область продолжает борьбу с гриппом, но привито менее 70% детей.

Капитальный ремонт крыши здания городской думы Томска

Администрация города объявила аукцион на проведение работ по ремонту кровли.

Семья из Томска удостоилась знака «Родительская доблесть»

Губернатор вручил награду супругам за их вклад в воспитание детей.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Армавире с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *