Заигрывание с альтернативной историей или плохой детектив: стоит ли смотреть «Фандорин. Азазель»
Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого.
Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+
В начале года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» начал показывать сериал собственного производства — «Фандорин. Азазель». В его основу легло одноименное произведение Бориса Акунина «Азазель», которое рассказывает о становлении гениального сыщика Эраста Петровича Фандорина во времена Российской Империи. В центре сюжета некая подпольная организация, в чьих планах установить в России новый порядок, в связи с чем они не остановятся ни перед чем.
Впрочем, авторы сериала решили не делать дословную экранизацию и перенесли все действие из 19 века в альтернативный 21-ый, где монархия никуда не пропала, на престоле по-прежнему находится царь, а Советского Союза в истории страны и вовсе не было. И вот с помощью такого нарративного решения была рассказана известная многим история. Заиграла ли она новыми красками, и хватило ли авторам фантазии на альтернативное будущее России? Обо всем по порядку.
Сюжет стартует очень резво: в центре Петрограда среди белого дня на себя накладывает руки молодой студент, что вызывает резонанс в обществе, а молодому сыщику Фандорину такое происшествие не кажется чем-то рядовым и обыкновенным. Он начинает копать и выходит на некую организацию «Азазель», выступающую против монарха и текущего политического строя. Попутно у Фандорина появляются новые друзья, враги и даже любовь, но все это уже было бы откровенным спойлером.
Главной основой для сериала становятся две вещи: сеттинг мира победившей монархии 21-века и детективная составляющая оригинального произведения. И виден очень серьезный дисбаланс на этих весах. С первых же кадров мы видим, сколько сил, фантазии и креатива было вложено в то, чтобы показать Российскую Империю 2020-ых. Тут и патрульные роботы, и система предсказывающая преступления, и отечественные операционные системы с «Ъ» на конце слов, и соответствующая мода, и разогнанные над Петербургом тучи, и речное метро, и монарх в исполнении Максима Матвеева, который не против побегать на беговой дорожке, выпить смузи и заглянуть на концерт любовницы.
Словом, сеттинг выглядит превосходно и крайне тактильно, светлый и свежий взгляд на то, что было, если бы в России сохранилась монархия. В этом мире хочется существовать, хочется прогуляться по альтернативному Петрограду и как следует изучить мир за границами Российской Империи. Впрочем, на то она и альтернативная история, чтобы привлекать внимание подобными рассуждениями и фантазиями. Однако такая дотошная проработка и желание авторов продемонстрировать во всей красе свой мир, где сошлись наша реальность и быт монаршей России, очень серьезно бьет по сюжету. Складывается впечатление, что сценаристы заигрались с антуражем и формой, уделив содержанию куда как меньше времени и средств.
В чем это проявляется? Да в том, что «Фандорин. Азазель» — ужасный детективный сериал. Зацепки, улики и размышления главного героя появляются на пустом месте, он решает сложные загадки, создает логические связи там, где их может видеть только сценарист. Пропускаются целые куски логических рассуждений и расследований, отдавая предпочтения панорамам альтернативного Петрограда и проблемам в личной жизни императора. А это не только бьет по погружению в историю, но и совершенно обесценивает главную сюжетную линию. Уже в какой-то момент становится неинтересно смотреть за тем, как Фандорин вычисляет «Азазель» или внедряется в банду коммунистов-акционистов (крайне креативная и замечательная идея) во главе с внуком Ленина. Нам теперь хочется посмотреть, как Николай III переживает очередной личностный кризис и катается со своей любовницей на водном трамвае.
Главная проблема шоу — неверно расставленные нарративные приоритеты. В попытке угнаться за визуальным новаторством и действительно необычными мыслями об альтернативном будущем, авторы теряют где-то по пути детектив, интригу и напряжение, оставляя зрителя в недоумении от того, а что он вообще сморит. Потому что иногда происходят довольно жесткие убийства и сюжетные повороты, которые очень сильно диссонируют с происходящим на экране, а это только добавляет баллов в копилку непонимания: чем этот проект вообще хочет быть?
Так что если вы пришли за детективной историей о подпольной, почти что масонской организации и майндгеймами сыщика Фандорина — забудьте. Если же вы просто хотите посмотреть на непривычный и довольно фантастический сеттинг, в котором играют хорошие актеры — то уделить время произведению все-таки стоит. В остальном «Фандорин. Азазель» — это еще одна хорошая идея, которую так и не получилось довести до ума.
Последние новости
Низкая активность вакцинации от гриппа среди детей в Томской области
Томская область продолжает борьбу с гриппом, но привито менее 70% детей.
Капитальный ремонт крыши здания городской думы Томска
Администрация города объявила аукцион на проведение работ по ремонту кровли.
Семья из Томска удостоилась знака «Родительская доблесть»
Губернатор вручил награду супругам за их вклад в воспитание детей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией