Молодой ученый Мария Киргина: о топливе будущего, научном «переопылении» и умении отпускать

Общие ценности, неформальное общение и совместный отдых вне стен университета, чувство плеча — на этих принципах строится жизнь и работа научной команды доцента отделения химической инженерии ИШПР ТПУ Марии Киргиной.

Общие ценности, неформальное общение и совместный отдых вне стен университета, чувство плеча — на этих принципах строится жизнь и работа научной команды доцента отделения химической инженерии ИШПР ТПУ Марии Киргиной. Как результат — успешная реализация большого пула передовых проектов, связанных с совершенствованием технологий получения различных моторных топлив.

Служба новостей Томского политеха продолжает рассказывать о научных коллективах вуза. На этот раз слово — лидеру одной из самых молодых и ярких команд — Марии Киргиной.


О перспективах, которые есть всегда

Не бывает удачного или неудачного времени для того, чтобы заниматься наукой. Если у тебя соответствующий склад ума, если ты заточен на то, чтобы развиваться, узнавать и изобретать что-то новое, то это всегда интересно и перспективно. Особенно в последние два года — в связи с появлением научных и технологических лакун, которые необходимо закрывать. Кого-то эта ситуация пугает. Для нашей команды новые задачи и вызовы — дополнительный стимул для движения вперед.


О беспроигрышной научной теме

Считаю, что мне повезло: я занимаюсь темой, которая понятна большей части людей — все заправляют свои автомобили. И все понимают, что разработки, связанные с традиционным углеводородным топливом, востребованы и перспективны. Это одна из причин, почему в наш коллектив каждый год приходят новые люди.

Об основном научном звене и не только

Понимание, что я хочу свою команду, пришло достаточно быстро. Сегодня наука не делается в одиночку. Время легких открытий закончилось в XVIII веке. Сейчас, чтобы совершить какой-то прорыв, нужно потрудиться большой командой. При этом задачи в науке зачастую иерархичны. Студент третьего курса, например, вряд ли напишет статью для высокорейтингового журнала. Но он может провести несложный эксперимент и внести тем самым свой небольшой, но важный вклад в большое общее дело.

Практически сразу я начала работать со студентами. Потом набрала аспирантов, они — основное научное звено. Сформировались темы их работ, под которые пришло еще больше студентов. Так все постепенно раскрутилось, стало еще больше проектов внутри команды.


О расставаниях как норме жизни

Команда обновляется постоянно, и в этом движении — развитие. В начале каждого учебного года к нам присоединяются 10–15 человек. И в конце каждого учебного года кто-то неизбежно покидает команду: выпускается из университета, находит работу, реже — переходит в другую научную группу. Из условных десяти человек один-два остаются в коллективе. Это те, кто решили заниматься наукой.

Обидна ли такая ситуация? Нет. Мы — инженерный вуз и логично, что выпускники хотят работать на производстве. На сегодняшний день около 30 наших ребят являются сотрудниками различных предприятий нефтегазового сектора, мы всегда с ними на связи. Это дает возможность реализовывать совместные с индустриальными партнерами проекты в сфере образования и разработок.

Неизменный костяк нашей группы — я и двое моих бывших аспирантов: Илья Богданов и Андрей Алтынов. На них завязано много процессов, в том числе организационных. В этом учебном году Илья Богданов набирал ребят уже под свои проекты, в декабре он успешно защитил кандидатскую диссертацию. Это невероятное ощущение, когда твои ученики «оперяются» и становятся уже твоими коллегами. И это твой главный педагогический результат.


О секретах научного успеха

Когда интегрируем в коллектив новых ребят, мы озвучиваем пул проектов, которые ведет команда. Они сами выбирают то, что им действительно интересно. При этом всегда оговариваем на берегу: устали, сложно, надоело какое-то направление — озвучивайте, будем предлагать что-то другое, искать, что будет по-настоящему интересно и азартно. Научные эксперименты затратны по времени и силам, порой приходится проделывать одни и те же действия много раз до тех пор, пока не получишь результат. Не у всех есть склонность к такой рутинной, но необходимой для науки работе. Важно учитывать сильные стороны каждого участника группы. Бывает, что человеку скучно заниматься лабораторными экспериментами, но стоит предложить ему другой профиль деятельности, например, перевести его в команду по моделированию, и тут же получаешь результат.

Кроме того, мы — команда во всех смыслах слова. Новички знают, что они не одни, что они могут опереться на других членов коллектива, получить от них помощь и поддержку.

Неформальное общение — еще один залог научного успеха. У нас много сложной, монотонной работы в лаборатории. Ее тяжело выполнять, если нет чувства плеча. Когда ты сидишь шесть часов за криостатом и «морозишь» образцы, а потом пьешь чай с коллегами, тебе теплее это делать. Люди хотят работать в команде единомышленников, хотят ощущать это единство. Мы всегда обедаем вместе, регулярно играем в настольные игры и выезжаем на природу. В результате такого общения происходит «переопыление»: новички учатся у старших товарищей не только тому, как нужно работать, но и тому, как общаться в коллективе, как существовать в университетской среде, как грамотно позиционировать себя.


О механизме управления командой

Совсем не обязательно, чтобы члены коллектива были выпускниками одного вуза. Но важно, чтобы у них были общие взгляды, принципы, ценности. Когда я проходила обучение в «Сколково», один из спикеров сказал: «Есть два эффективных инструмента управления командой — это страх и любовь». Я всегда за любовь. Все должно быть добровольно, по собственному желанию и инициативе. Я для ребят — не надсмотрщик и контролер, а друг, помощник, советчик. Негласные правила нашей команды: самоорганизация, самодисциплина, постановка и достижение собственных целей, честность, ответственность за свои действия.


О безумных идеях и необходимости рисковать

Чтение научных статей — источник новых идей, об этом скажет любой ученый. Аспиранты приходят с идеями своих исследований. Моя задача как руководителя — добыть ресурсы для их воплощения и помочь организовать работу. Кроме того, у Томского политеха, за что я его люблю, много контактов с предприятиями. От индустриальных партнеров постоянно «прилетают» задачи, которые мы трансформируем в научные проекты. У нас всегда есть два-три проекта, которые на пике развития, и несколько, которые в процессе становления.

А еще всегда есть пара-тройка безумных на первый взгляд идей, которые мы проверяем на жизнеспособность. Как правило, все они выстреливают. Так, например, появились почти все работы по переработке дизеля на цеолитах. В науке важно уметь рисковать. Хорошо, когда у ученого есть так называемая чуйка. Но она должна основываться на знаниях, когда ты понял определенный химический механизм и начинаешь прикидывать, что еще может работать по этому принципу.


О проектах

Команда разрабатывает пул проектов, связанных с получением низкозастывающего топлива для использования в арктических условиях, в частности, методом модификации дизельных топлив.

У нас есть большой блок исследований, связанных с переработкой на цеолитах. Мы одними из первых начали серьезно работать с ними, перешли от исследования каталитической активности в теории к реальному получению топлив, которые фактически можно брать и использовать. Сегодня такие катализаторы набирают популярность: они эффективные, дешевые, превосходят металлические по многим показателям, а в некоторых случаях могут стать заменой зарубежным аналогам. У нас есть исследования, связанные с переработкой на цеолитах стабильного газового конденсата — побочного продукта подготовки природного газа. Мы ищем способы его превращения в топливо. Под руководством Ильи Богданова закручивается новая группа проектов, посвященная переработке на цеолитах растительных масел в нефтяные углеводороды. Это позволит получать экологичное топливо.

Еще один объект наших научных интересов — депрессорные присадки для дизельного топлива. Это специальные реагенты, позволяющие улучшать низкотемпературные свойства топлива. Если обычно исследуют новые присадки, то мы смотрим на состав топлива и его влияние на действие присадок. Такой подход стали практиковать первыми. Можно придумать эффективные присадки, но есть образцы, на которых они никогда не будут работать. Мы изучаем, как менять состав топлива, чтобы усиливать действие существующих присадок.

Активно ведутся исследования, посвященные смешению биодизельных топлив на основе растительных масел с традиционным нефтяным дизелем — для утилизации отходов и повышения экологичности последнего.

На старте серия экспериментов по возможности растворения пластика в топливе. Одна из задач — определение оптимальных пропорций для того, чтобы провести его утилизацию и не ухудшить качество топлива.

Многие работы реализуются при поддержке грантов Российского научного фонда.


О темах, которые могут появиться в Томском политехе впервые

Надеюсь, что через 10 лет пройдет защита моей докторской диссертации. Вероятнее всего, ее тема будет касаться комплексного получения низкозастывающих топлив.

Надеюсь, что наша команда станет еще больше, прочнее и появятся еще «остепененные» помимо меня. Думаю, что количество проектов вырастет, а часть разработанных нами технологий получения топлива удастся довести до внедрения на производства.

Амбициозная и дерзкая задача — запуск проектов, связанных с совершенствованием технологий получения смазочных материалов, разработкой присадок для моторных масел. Томский политех никогда не занимался такой научной тематикой. При этом запрос от индустрии есть, и достаточно большой. Надеюсь, что у нас получится.

Также думаю, что на новый качественный уровень выйдет начатая сейчас работа по модификации цеолитных катализаторов для улучшения их свойств.

Еще в планах совместные проекты с коллегами с кафедры органической химии, касающиеся синтеза соединений для изготовления присадок для масел и топлив.


О том, что ученые — не скучные, унылые люди

В своих социальных сетях я часто размещаю посты, связанные с моей научной деятельностью и жизнью вне стен университета. И размещала бы еще больше, но не всегда хватает на это времени и сил. Я создаю такой контент сознательно, чтобы разрушать стереотипное представление о том, что ученые — бледные, скучные, прячущиеся от всех люди в засаленных халатах и с узким кругозором. Как хорошо подметил мой коллега Александр Яковлевич Пак, наука — самое интересное, чему можно посвятить жизнь. Я хочу показать, что мы живем классной, полноценной, интересной жизнью.

Последние новости

Уважаемые работники и ветераны энергетической отрасли! Поздравляем вас с профессиональным праздником Днем энергетика!

Энергетика – одна из базовых отраслей экономики, от эффективной работы которой зависит развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, благополучие и спокойствие в домах и учреждениях.

ТДСК заселит 112 квартир на улице Леонова в Южных Воротах

Томская домостроительная компания во вторник 24 декабря проводит заселение 112 квартир в новом 17-этажном доме улице Леонова, в районе новостроек «Южные Ворота».

Песков сообщил о росте экономики РФ после «санкционного марафона»

В РФ после трехлетнего «санкционного марафона» продолжается экономический рост.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Лысьве

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *