Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: круглый стол в ТГПУ

В рамках мероприятий Международной конференции «Образовательные экосистемы:

В рамках мероприятий Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» на базе Томского Педагогического прошел круглый стол «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение».

В качестве спикеров в научном событии приняли участие Поздеева Светлана Ивановна, д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ, Валеева Роза Алексеевна, д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Калимуллин Айдар Минимансурович, д-р. ист. наук, профессор, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Галимов Алмаз Мирзанурович, д-р. пед. наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Егорова Галина Ивановна, д-р. пед. наук, профессор кафедры педагогического и специального образования, Ниязова Амина Абтрахмановна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета. В качестве спикера и модератора выступила Смышляева Лариса Германовна, д-р. пед. наук, доцент, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ, эксперт Института образования ТГУ.

Круглый стол с приветственным словом и обозначением проблематики открыла Л.Г. Смышляева:

«Мы рискнули идентифицировать наш разговор с новым мировоззренческим фокусом – экосистемный подход. Мы только начинаем его осмысливать, но, возможно, в ходе работы круглого стола будет выработано более точное его понимание».

Чтобы задать рамку экосистемного подхода, первой из спикеров выступила Лариса Германовна Смышляева. В своем докладе «Экосистемные сценарии организации междисциплинарных научных исследований проблем развития человеческого потенциала» , основываясь на концепции экосистемного измерения образования Рональда Барнетта, социального философа и заслуженного профессора Института образования Лондонского университета, спикер обозначила идентификационные признаки экосистемы и отметила важность экосистемного подхода, которая обусловлена вызовами современного мира и новыми кризисами человека. Для образования человек – ключевой субъект, и важной задачей становится благополучие его знаньевого и профессионального развития:

«Обнаружить уникальный опыт и уникальную индивидуальность каждого человека для идентификации его трудового потенциала с целью дальнейшей капитализации – ключевой смысл и результат практик профессионализации», – комментирует Лариса Германовна.

Осознавая человека как (сверх)сложную целостность, необходимо трансформировать практики работы с ним в системе образования. Опираясь на результаты социологических исследований мнений работодателей, выступающая обозначила новые акценты в предметности современного научно-педагогического исследования: развитие личности и педагогическое сопровождение психологического благополучия взросления; образовательные технологии, формирующие и развивающие функциональную грамотность; новые технологии андрагогики; образовательные технологии, формирующие и развивающие функциональную грамотность; самообразование и карьерное конструирование на протяжении всей жизни; взаимосвязь образования и экономики (экосистемные форматы), в т.ч. развитие практик СПО (региональные сценарии). Экосистемная организация междисциплинарных научных исследования, по мнению докладчика, может продуктивно реализоваться и частично реализуется в сотрудничестве научных коллективов в рамках Большого университета с включением как Центра занятости, общеобразовательных и средних профессиональных организаций Томской области, так и вузов-партнеров в РФ и за рубежом.

С докладом «Международные тренды в исследованиях педагогического образования» выступила представитель Казанского (Приволжского) федерального университета Валеева Роза Алексеевна. В ходе рассуждения об особенностях проблематики подходов и методологии зарубежных исследований спикер обозначила основные тренды: траектория профессионализации / универсализации, позиционирование исследования по отношению к политике и практике образования, повышение роли стандартов, технологии и коммуникации – влияние цифровизации, непрерывность педагогического образования (т.е. связи между подготовкой, адаптацией и повышением квалификации), профориентация и отбор на учительскую профессию, практическая ориентированность педагогического образования. Особо докладчик остановилась на том, что в зависимости от страны могут меняться вектор и подходы исследования. Так, например, для Великобритании значимость стандартов меньше, чем для Шотландии, где стандартов педагогического образования достаточно жестко придерживаются. Также она отметила, что повышенный интерес вызывает у зарубежных ученых такая проблема в исследованиях, как адаптация выпускника вуза в профессии. Данная тема мало изучена в отличие от проблем подготовки и повышения квалификации педагога. В своем докладе Валеева Р.А. поделилась опытом участия КФУ в международных исследованиях, отметив, что потребовалось несколько лет, чтобы стать узнаваемым игроком на поле международных исследованиях, но сегодня в багаже ученых из Казани несколько монографий, изданных совместно с Яном Ментером, профессором Оксфордского университета, который занимается исследованиями и научными разработками по направлению педагогического образования.

Следующими спикерами от КФУ стали Калимуллин Айдар Минимансурович и Галимов Алмаз Мирзанурович. Первый спикер обозначил важность участия КФУ в российских и международных исследованиях , что позволило российскому университету стать конкурентоспособным не только среди российских, но и зарубежных вузов. А.М. Галимов в своем докладе «Перспективные междисциплинарные исследования в образовании: приоритеты Казанского федерального университета» рассказал, как через определение перспективных направлений междисциплинарных исследований, предполагающего интеграцию различных научных областей с педагогической наукой, были выделены значимые направления междисциплинарных исследований. В результате новыми направлениями 2021 года в области Education+Medicine стали: освоение основ медицинского цифрового оборудования в рамках подготовки медицинских кадров; методология интерпретации результатов информационной диагностики; искусственный интеллект в медицине и обновление содержания подготовки медицинских кадров; профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания медицинских кадров; психическое здоровье в условиях пандемии (врачей, пациентов); дистанционный контроль и консультативное сопровождение (операционных, диагностических и др. процессов); развитие методологии телемедицины (доступ к медицинской помощи, стоимость, рентабельность, опыт пациентов, клинический опыт); подготовка студентов медицинских вузов к телездравоохранению (языковая, коммуникативная и др. компетенции); формирование дизайн-мышления студентов медицинских вузов, предполагающего оперативные творческие и инновационные решения возникающих проблем, связанных с обучением и уходом за пациентами; геймификация в медицинском образовании (квест-комнаты, квест-боксы).

С докладом «Научные исследования как ресурс развития профессионализма педагога: экосистемный подход» выступила Поздеева Светлана Ивановна. Эксперт выделила две группы исследований: эмпирические и специально организованные. Первый присущ педагогам-практикам, а второй – ученым.

«Исследование из элитарной деятельности превращается в способ решения профессиональных задач в условиях функционально-смысловой неопределенности и влияет на развитие профессионализма педагога», – отмечает Светлана Ивановна.

Спикер уверена, что участие в образовательных инновациях становится условием развития и становления профессионала в педагогической сфере. Экосистемный подход в организации эмпирических исследований отличается, по мнению эксперта, разнообразием в темах и направлениях, видах исследований, способах участия в них и другом. Организованный же подход меняет понимание научной школы в педагогике: от общих тем исследователи уходят к единой концептуальной основе. Светлана Ивановна предложила несколько способов соорганизации двух типов исследования: создание совместных научных продуктов, обновление аспирантуры, включение разных типов научно-педагогических школ.

Специалисты Сургутского государственного педагогического университета рассматривали педагогический вуз с позиции образовательной экосистемы подготовки выпускников для будущего региона . Создание в вузе экосистемы современного педагогического образования позволит выпускнику университета использовать приобретенные знания с международными требованиями. Однако процесс создания экосистем сталкивается с глобальными вызовами: формирование надпрофессиональных компетенций, непрерывное, высокоскоростное образование и другими. Для адаптации вуза к экосистемному подходу эксперты меняют содержание и технологии преподавания, осуществляют мониторинг и методическую поддержку формирования подхода к образованию.

В завершении круглого стола участники высказали мнение о необходимости проведении научно-педагогических исследований с применением экосистемного подхода как коллаборацию ученых, представителей различных университетов и стран. Одним из таких форматов может стать VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE – одна из главных в мире дискуссионных площадок для представителей сферы образования и психологии со всего мира, основная тема которого в 2022 году – «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (с 25 по 27 мая 2022 года).

Последние новости

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства

Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б

Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Оглашен приговор по уголовному делу в отношении жительницы Колпашевского района Томской области, поджегшей на почве ревности дом, в котором находился ее бывший сожитель

Томский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее не судимой 22-летней жительницы г. Колпашево Томской области.

Строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса в г. Томске находится на постоянном контроле в Томской межрайонной природоохранной прокуратуре

Томская межрайонная природоохранная прокуратура продолжает контролировать строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса в г. Томске, способного обеспечить обработку более 70 % отходов региона.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Дзержинске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *