Новые материалы и компонентная база – ключевой фокус сотрудничества для развития фотонных систем
В четверг, 20 октября, в пространстве коллективной работы «Точка кипения – Томск» эксперты в области образования,
В четверг, 20 октября, в пространстве коллективной работы «Точка кипения – Томск» эксперты в области образования, науки и технологий обсудили перспективы развития фотоники и задачи развития образовательных программ с индустриальными партнерами.
В работе круглого стола «Кооперация в подготовке кадров для развития суверенных технологий в области фотоники» приняли участие руководители восьмимагистерских программ в области фотоники из Томского государственного и политехнического университетов, Университета ИТМО, НИЯУ МИФИ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,Сколтеха и др. Экспертами мероприятия выступили представители Центра компетенций НТИ «Фотоника» и ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Начало работы круглого стола было посвящено представлению концептуальных подходов к решению задач обеспечения кадрового суверенитета, разработанных в рамках форсайта, состоявшегося на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2022». Кадровый суверенитет понимается как способность самостоятельно обеспечить кадрами социально-экономическое и технологическое развитие России с фокусом на действующую и новую платформу технологий. По мнению экспертов, для обеспечения кадрового суверенитета необходимы не только технологии подготовки кадров, но и технологии работы с человеком.В основе модели кадрового суверенитета –профессиональное развитие человека и возможность применения своего таланта в масштабе мирового вызова в конкретной профессиональной области и в интересах страны.
Светлана Ганат, начальник управления внешних коммуникаций НИЯУ МИФИ, представила современную модель кооперации научных организаций и университетов для подготовки кадров для высокотехнологического сектора экономики – проект создания «Сетевого университета фундаментальных наук и технологий». Инициаторами проекта выступили Университет 20.35, НИЯУ МИФИ и наукограды. Проект ориентирован на развитие научно-образовательной логистики магистрантов и аспирантов между территориально распределенными научными центрами с уникальными исследовательскими установками и коллективами ученых. Такие коллективы, по словам Ганат, являются заказчиками образовательных программ. Чтобы реализовать сетевые программы магистратуры и аспирантуры, разработчики проекта выступили с идеей создания цифровой платформына базе Университета 20.35 для навигации и предоставления доступа куникальному интеллектуальному и инфраструктурному ресурсу.
«Таким образом, сетевой университет – это большое количество программ, научных организаций и университетов, объединенныхединой платформой», — говорит Светлана Ганат.
Директор Центра компетенций НТИ «Фотоника» Николай Косвинцевпредставил модель консорциумной кооперации образовательных, научных организаций и индустриальных партнеров. Работая по модели «рынок-производство-исследования-образование», консорциум Центра компетенций включает 50 организаций.
«Мы работаем в концепции «университет-завод», – говорит эксперт. – Это значит, что за верификацией образовательных программ мы идем к индустриальным партнерам».
По его словам, несмотря на то, что консорциум объединил 50 разных организаций, имеющих общие направления деятельности и задачи, выстроить взаимодействие на практике – отдельная непростая задача, требующая развитие нормативной базы и синхронизации подходов к образовательным и исследовательским программам.
Заместитель директора НОЦ ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»Людмила Щеколдина и начальник отдела образовательных программ основного образования Управления образовательных программ и подготовки кадров Центра компетенций НТИ «Фотоника» обратила внимание на необходимость создания условий для реализации сетевых образовательных программ, включая сохранение льгот по налогообложению для промышленных компаний, которые реализуют образовательные программы совместно с университетами. Центр компетенций «Фотоника» ориентирован на развитие в модели агрегатора лучших образовательных практик в области фотоники, реализуемых в географически распределенных университетах.
«Сегодня в Центре компетенций мы ставим четыре глобальные образовательные задачи, - говорит начальник управления образовательных программ подготовки кадров Центра компетенций НТИ «Фотоника» Виктор Криштоп. – Среди них разработка и коррекция программ в области фотоники в высшем образовании, создание программ дополнительного профобразования, довузовская подготовка совместно с Детским технопарком «КванториумФотоника» и открытие аспирантуры в Пермском госуниверситете».
Руководители магистерских программ в области фотоники из российских университетов представили ключевые особенности образовательных программ в части содержания и форматов подготовки, указали основные проблемные зоны, сдерживающие развитие фотонных систем как одного из перспективных направлений обеспечения технологического суверенитета страны. В их числе – отсутствие заказа на подготовку соответствующих кадров и отсутствие стандартов подготовки, низкий спрос на специалистов со стороны промышленности, нехватка и недостаточная подготовка преподавателей.
Несмотря на это, университеты предлагают разные форматы подготовки кадров, которые будут не только востребованы на рынке, но и станут драйверами развития новых научно-технологических направлений. Магистерская программа «Современные квантовые и нанофотонные системы» Университета ИТМО является научной, в основе которой лежит обучение в формате работы над реальным проектом научных групп-преподавателей курсов.
«Появление новых специализаций и направлений в магистратуре – это результат создания новых научных коллективов в университете и постановки новых научных гипотез в области фотоники», — говорит Яна Музыченко, заместитель директора физико-технического мегафакультета Университета ИТМО.
Реализация магистерской программы«Фотоника и квантовые технологии» в Томском государственном университете опирается на принцип непрерывного образования, начиная со школы, практическое сопровождение получаемых теоретических знаний в лабораторных и промышленных условиях, взаимное погружение технологических компаниями в отрасль. Программа Сколтеха «Фотоника и квантовые материалы» фокусируется на взаимодействии с индустриальными партнерами. По словам ее руководителя Николая Гиппиуса, у магистрантов есть отдельный курс «Погружение в индустрию», в рамках которого они в течение двух месяцев выполняют производственные задачи в компании, к которой они «прикреплены».
Участники круглого стола наряду с развитие образовательных практик в качестве ключевых направлений кооперации отметили необходимость создания совместной научно-производственной кооперации в области сверхчистых материалов для фотоники и развитие компонентной базы для проектирования и производства фотонных систем.
Последние новости
Как защитить частотный преобразователь от скачков напряжения?
Практическое руководство по сохранению оборудования и денег — узнайте, как защитить частотник от опасных скачков напряжения и продлить срок его службы.

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства
Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б
Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Оглашен приговор по уголовному делу в отношении жительницы Колпашевского района Томской области, поджегшей на почве ревности дом, в котором находился ее бывший сожитель
Томский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее не судимой 22-летней жительницы г. Колпашево Томской области.