СибГМУ впервые в России разработал модель технологического медицинского образования на основе индивидуализации

В Сибирском государственном медицинском университете запустили уникальную для страны систему индивидуальных образовательных траекторий по ключевым специальностям.


В Сибирском государственном медицинском университете запустили уникальную для страны систему индивидуальных образовательных траекторий по ключевым специальностям. Так медицинское и фармацевтическое образование станет максимально практикоориентированным, а университет уже на этапе специалитета будет готовить специалистов определенного профиля. Новая образовательная модель запущена в СибГМУ в рамках программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты». 

«Сегодня медуниверситеты страны ведут дискуссию о необходимости изменений в системе подготовке специалистов в соответствии с современными вызовами отрасли. Однако именно наш университет впервые в России заговорил о трансформации образования. В 2017 году СибГМУ запустил уникальную для страны программу элитного медицинского и фармацевтического образования. Мы предоставили студентам возможность выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формируя дополнительные компетенции параллельно с освоением основной образовательной программы. Теперь система индивидуальных образовательных траекторий будет внедрена на уровне основных образовательных программ и станет доступна для всех студентов университета в рамках медицинских и фармацевтических специальностей», — отметил ректор СибГМУ Евгений Куликов. 

Трансформация образовательных моделей уже проведена по трем специальностям — «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация». В 2023 году были разработаны стратегические программы развития факультетов в соответствии с вызовами программы университета «Приоритет 2030». Стратегические проекты и новая структура факультетов позволили интегрировать исследовательские задачи и разработку медицинских технологий в образовательный процесс, чтобы новая модель образования соответствовала темпам развития отрасли. 

«В рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» в СибГМУ ведется разработка тиражируемой модели подготовки специалистов. В нашем университете уже внедрена система подготовки преподавателей, как один из ключевых инструментов трансформации современной модели медицинского и фармацевтического образования. Индивидуализация обучения станет следующим шагом на пути к формированию новой идентичности факультетов как лидеров отрасли», — рассказал проректор по учебной работе СибГМУ, руководитель стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы «Приоритет 2030» Александр Окороков.

Индивидуальные образовательные траектории формируются из связанных модулей основной образовательной программы специальности. Для обучающихся лечебного факультета будет доступно три трека — хирургический, терапевтический и научно-исследовательский. Будущие педиатры смогут выбрать одно из трех направлений специальности — «Детская эндокринология», «Детская хирургия» и «Неонатология», а также будут заниматься наукой. Фармацевтический факультет позволит реализовать профессиональные амбиции и предпочтения студентов по четырем трекам: «Разработчик лекарственных средств», «Технолог производства», «Специалист по контролю качества» и «Менеджер фармацевтической организации».

«Освоение трека будет завершаться клинической практикой под руководством наставника — ведущего специалиста, опытного врача, преподавателя, который будет закреплен за каждым студентом и поможет сформировать профессиональную траекторию для трудоустройства в практическое здравоохранение, поступления в узкоспециализированную ординатуру или подготовки диссертации в аспирантуре. Обучение по индивидуальной образовательной траектории предоставит выпускникам СибГМУ преимущество при освоении программ ординатуры и аспирантуры», — считает декан лечебного факультета СибГМУ Инесса Якимович. 

В новой модели медицинского и фармацевтического образования особое внимание будет уделено развитию у обучающихся гибких навыков. Студенты освоят медицинское право, социальные подходы в лечении пациентов, навыки командообразования, лидерства, управления проектами. Обучающимся клинических специальностей будут доступны новые, современные подходы к медицинской практике. Например, разработка реабилитационных механизмов оказания паллиативной медицинской помощи в педиатрии, выявление достоверности клинических исследований и проверка их результатов, цифровые технологии в медицине, а также впервые — клиническая практика педиатрического профиля не только на базе поликлиник, но и в стационаре.

Для устранения дефектов в общении с пациентами и развития эмпатии у будущих специалистов на лечебном и педиатрическом факультете внедрят дисциплины по коммуникативным навыкам, а будущим провизорам будут преподавать психологию профессионального общения.

Прежде освоение данных надпрофессиональных компетенций было доступно ограниченному количеству обучающихся в рамках программ дополнительного профессионального образования. Так, с 2020 года в университете освоение надпрофессиональных компетенций было доступно в рамках проекта «Студент СибГМУ — больше, чем врач», как дополнительная возможность профессионального развития. В 2022 году совместно с АНО «Россия - страна возможностей» в СибГМУ был создан Центр надпрофессиональных компетенций. Сегодня студенты университета начиная с первого курса проходят оценку уровня развития гибких навыков — лидерские качества, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, навыки планирования, сотрудничества, анализа информации — и сформированности надпрофессиональных компетенций. По результатам диагностированных дефицитов, а также на основе собственных предпочтений обучающимся предлагаются модули для восполнения дефицита компетенций. 

Приступить к построению индивидуальной образовательной траектории студенты лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов могут с 4 курса. До этого момента обучающимся предстоит освоить базовые универсальные дисциплины. 

«Внедрение образовательных траекторий позволит сделать обучение студентов более практиоориентированным и соответствующим профессиональным предпочтениям и ожиданиям студентов. Уже на уровне программ специалитета появится возможность целенаправленным образом готовить сотрудников различного профиля: ученых, производственников и управляющих фармацевтических бизнесом. При этом работодатели получат специалистов, которых не нужно будет дополнительно переквалифицировать и которые позволят решить текущий кадровый запрос конкретного предприятия», — рассказал и.о. декана фармацевтического факультета Илья Каминский. 

Индивидуальные образовательные траектории предполагают участие студентов в стратегических проектах программы развития «Приоритет 2030». Обучающиеся фармацевтического факультета в рамках трека «Разработчик лекарственных средств» смогут выполнять проектную научно-исследовательскую работу на базе кафедральных и научно-образовательных лабораторий, в том числе по тематикам стратегического проекта «Таргетная тераностика», направленного на формирование в СибГМУ инновационной экосистемы в сфере передовых фармацевтических разработок. Таким образом студенты освоят технологии, которые будут внедрены к моменту их выхода на работу.

Наряду с дисциплинами и практиками, формирующими индивидуальную образовательную траекторию, в новую систему подготовки впервые будут включены дисциплины и практики, необходимые для всестороннего развития, подготовки уникальных специалистов с расширенными компетенциями. В их числе — модули по цифровым технологиям в медицине, медицинским информационным системам, программированию, биоинформатике, управлению базами данных, менеджменту качества и технологическому предпринимательству, медицинской и биоэтике, а также профессиональный английский язык. 

В разработке системы индивидуальныхобразовательных траекторий в течение года принимали участие сотрудники кафедр, руководители образовательных программ и работодатели Томской области и других регионов. Представители отрасли обозначили потребности в сотрудниках различного профиля и их компетенциях.  

Также в настоящее время в СибГМУ завершается разработка модели формирования индивидуальных образовательных траекторий по специальностям «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика».

Последние новости

Как защитить частотный преобразователь от скачков напряжения?

Практическое руководство по сохранению оборудования и денег — узнайте, как защитить частотник от опасных скачков напряжения и продлить срок его службы.

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства

Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б

Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Оглашен приговор по уголовному делу в отношении жительницы Колпашевского района Томской области, поджегшей на почве ревности дом, в котором находился ее бывший сожитель

Томский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее не судимой 22-летней жительницы г. Колпашево Томской области.

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Элисте

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *