Томские ученые будут летать на самолете-лаборатории на гранты Минобра
Томский Институт оптики атмосферы имени В.Е.
Томский Институт оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН в 2023 году рассчитывает продолжить исследования с использованием уникального новосибирского самолета-лаборатории, несмотря на то, что сотрудничество с японскими коллегами, которые ранее оплачивали его аренду, прекратилось; теперь самолет будут арендовать на средства грантов Минобрнауки. Подробнее – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что в Институте оптики атмосферы имени В. Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук (ИОА СО РАН) работает центр коллективного пользования "Атмосфера", который, в частности, проводит исследования и мониторинг атмосферы с помощью летающей лаборатории – самолета Ту-134 "Оптик".
Руководитель лаборатории климатологии атмосферного состава ИОА СО РАН, профессор Борис Белан рассказал РИА Томск, что самолет-лаборатория Ту-134 принадлежит Сибирскому научно-исследовательскому институту авиации (СибНИА, город Новосибирск). ИОА СО РАН его арендует для научно-исследовательских полетов.
Без иен, но с грантами
Институт с конца 1990-х годов участвовал в глобальном совместном проекте по мониторингу состава атмосферы с Национальным институтом исследования окружающей среды Японии (NIES), который до апреля 2022 года оплачивал аренду судна.
"В апреле 2022 года Федеральная служба по техническому и экспортному контролю запретила обмен данными с недружественными странами (в этот список внесена Япония – Ред.). И наше сотрудничество в проекте существенно ограничилось", – сказал Белан.
Он добавил, что запрет не позволил и отправить в Японию на анализ уже отобранные в 2022 году пробы воздуха. Также эта страна не может теперь переводить деньги на осуществление научных исследований с борта Ту-134 "Оптик".
Тем не менее, по словам ученого секретаря ИОА СО РАН Ольги Тихомировой, в 2023 году институт планирует продолжать свои исследования за счет выигранных грантов Минобрнауки России.
"В 2023-2025 годах работы с участием самолета-лаборатории продолжатся в рамках масштабного федерального проекта "Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ". Борт задействован также и в реализации еще одного проекта – "Исследование антропогенных и естественных факторов изменений состава воздуха и объектов окружающей среды в Сибири и Арктики", – отметила Тихомирова.
Белан добавил, что в рамках грантовых проектов институт сможет обеспечить примерно шесть вылетов самолета-лаборатории. Однако, по словам ученого, в 2023 году желательно также продолжить сбор данных о составе воздуха над Караканским бором в Новосибирской области, где с 2004 года регистрируется аномальное повышение концентрации углекислого газа в атмосфере по сравнению со средним по планете.
Необходим самолет-лаборатория и для реализации другого важного проекта, в котором участвуют томские ученые, – это полеты над Карским морем, над которым в 2020 году зафиксирована высокая концентрация метана – одного из самых сильных парниковых газов. "Нам нужно установить источник выхода метана, так как океанологи уверены, что его дало не море", – пояснил Белан.
Под крылом самолета
Для проведения регулярных исследований институту необходим свой собственный самолет-лаборатория, говорят ученые. В 2020-2021 годах ИОА СО РАН уже запрашивал у Минобрнауки РФ около 5 миллиардов рублей на приобретение борта и научного оборудования. Ответа на заявку не поступало. А в 2022 году стоимость воздушного судна и приборов, по словам специалистов, существенно выросла.
Действующий самолет СибНИА выпущен в 1988 году. Несмотря на неплохое техническое состояние, его дальнейшая эксплуатация находится под вопросом, так как есть вероятность, что в 2023 году сертификат летной годности ему могут не продлить. К тому же, новосибирские коллеги не всегда готовы предоставить самолет в аренду, так как ввиду его уникальности судно задействовано в научных проектах других организаций.
"Несмотря на прогресс в космической технике, спутниковые системы наблюдения за составом воздуха пока не дают той точности, которую можно получить с помощью самолета. По этой причине наши зарубежные коллеги по-прежнему активно используют десятки самолетов-лабораторий", – отметил Белан.
Он добавил, что в России в принципе и на регулярной основе должны работать как минимум три летающие лаборатории – для покрытия европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока. "И тогда наша страна сможет вести климатические исследования на мировом уровне", – говорят ученые.
Последние новости
Как защитить частотный преобразователь от скачков напряжения?
Практическое руководство по сохранению оборудования и денег — узнайте, как защитить частотник от опасных скачков напряжения и продлить срок его службы.

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства
Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б
Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Герои‑невидимки: 10 мест, где вы сталкиваетесь со стойками СОН ежедневно
Железобетонные стойки СОН окружают нас повсюду — даже если мы не знаем, что это они