Традиции и инновации научной школы Л.С. Выготского обсудили на конференции в ТГПУ
Специалисты факультета психологии и специального образования ТГПУ организовали и провели III Всероссийскую с международным участием научно-практическую конференцию «Научная школа Л.С.
Специалисты факультета психологии и специального образования ТГПУ организовали и провели III Всероссийскую с международным участием научно-практическую конференцию «Научная школа Л.С. Выготского традиции и инновации» .
Ежегодная конференция, посвященная деятельности Льва Семеновича Выготского и его последователей, была открыта вступительной речью доцента кафедры дефектологии ФПСО Наталии Анатольевны Мёдовой :
«Изучение теоретических основ, заложенных научной школой выдающегося дефектолога, психолога и филолога, важно в деятельности каждого специалиста и актуально по сей день».
Модератор события – доцент кафедры дефектологии ФПСО Анна Иосифовна Сергеева процитировала последователя Выготского Николая Николаевича Вересова:
«Талантливый человек – это тот, кто может попасть в цель, в которую никто попасть не может, а гений – это тот, кто может попасть в цель, которую никто не видит», – открыв этими словами череду научных выступлений участников.
Начальник Управления по развитию информационных систем и электронного документооборота ТГПУ Тимур Тальгатович Газизов представил доклад «Использование журнала «Я как проект» для развития личностных навыков обучающихся», в котором предложил новый подход к рефлексии при написании студентами выпускных квалификационных работ. Он подразумевает ведение общей таблицы, где обучающиеся фиксируют выполненные задачи и ставят себе оценки по итогам проделанных работ.
«Для руководителя это инструмент, который позволяет увидеть успешность выполнения ВКР обучающимися. Для студента же это инструмент собственной мотивации: он видит не только свои проблемы, но и этапы, которые проходит, а в конце понимает, что написать ВКР – не самая простая цель, которая достигается путем решения множества задач», – объясняет Т.Т. Газизов.
Профессор отметил, что роль руководителя в этом деле намного больше, чем человека, который помогает написать определенную исследовательскую работу. Он должен постараться довести студентов до создания окончательного научного продукта – ВКР и показать им, как можно развиваться намного эффективнее. Такой подход к организации рефлексии раскроет потенциал студентов и, как планируется, улучшит качество выполняемых выпускных квалификационных работ.
О многоязычии в социокультурной теории развития ребенка у Л.С. Выготского говорила доцент кафедры дефектологии ФПСО Галина Петровна Обносова . Спикер подняла актуальную проблему обучения детей, оказавшихся в среде, где разговаривают на другом языке.
«По статистике, ежегодно Томск пополняется на 1,5 тысячи человек-мигрантов, а это значит, что это новые семьи и, что закономерно, новые дети, которых надо учить. Среди проблем переезда, с которыми дети могут столкнуться, непонимание языка, на котором говорят их сверстники, учителя, непонимание того, что от них требуют, а также излишнее внимание со стороны других детей», – комментирует эксперт.
Поэтому воспитание детей, непонимающих язык, – задача образовательных учреждений, которая проявляется не только в социокультурной адаптации, но и в необходимом количестве внимания образовательным вопросам при обучении русскому языку. Чтобы адаптация в условиях культурного пространства проходила успешно, необходимо изучать проблемы детей, в частности речевые.
Состав участников конференции был представлен не только опытными деятелями науки, но и теми, кто только начинает свое становление в роли ученого: студенты 3 курса ТГПК Оксана Алексеевна Мельман и Анастасия Игоревна Уразова рассказали об «Александре Григорьевиче Литваке и его вкладе в развитие тифлопсихологии».
По словам докладчиков, тифлопсихология – самостоятельная отрасль психологической науки, которая изучает механизмы компенсации слепоты и слабовидения, выявляет потенциальные возможности лиц с нарушением зрения и разрабатывает психологические основы интеграции лиц с нарушением зрения в общество.
Коллектив молодых исследователей обозначил, что Александр Григорьевич является автором боле 140 научных исследований, а его учебник по тифлопсихологии известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Его книги раскрывают особенности психологии и поведения слепых и слабовидящих в условиях социальной и зрительной депривации.
«В своих работах он показывал, что только на основе диалектико-материалистической теории познания, заложенной в трудах Выготского, возможно преодоление умозрительного характера ограниченности зарубежных концепций психического развития человека при наличии зрительной патологии, – рассказывают студенты ТГПК. – В общем и целом он внес большой вклад в развитие теоретической и экспериментальной тифлопсихологии».
Кроме уже обозначенных докладов, были озвучены результаты десятков исследований на различные темы, которые раскрывали определенные аспекты научного вклада Л.С. Выготского и его сподвижников. В заключение конференции организаторы поблагодарили присутствующих и пригласили всех принять участие в научном событии в следующем году.
Последние новости
Как защитить частотный преобразователь от скачков напряжения?
Практическое руководство по сохранению оборудования и денег — узнайте, как защитить частотник от опасных скачков напряжения и продлить срок его службы.

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства
Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б
Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Оглашен приговор по уголовному делу в отношении жительницы Колпашевского района Томской области, поджегшей на почве ревности дом, в котором находился ее бывший сожитель
Томский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее не судимой 22-летней жительницы г. Колпашево Томской области.