ВИДЕТЬ ГЛАЗА ДЕТЕЙ
«В выпускном классе я не думала о выборе профессии, понимала, что школа — это мое, выбрать нужно было только предмет,
Учитель истории Нина Вожова — победитель областного конкурса лучших практик наставничества
«В выпускном классе я не думала о выборе профессии, понимала, что школа — это мое, выбрать нужно было только предмет, который я буду преподавать», — говорит Нина Вожова, победитель областного конкурса «Лучшие практики наставничества», учитель Берлинской школы Зырянского района, педагог с 33-летним стажем.
Нина Викторовна признается, что выросла в школе. Ее мама, Валентина Иннокентьевна Волуйко, много лет была завучем, затем директором школы в Громышевке Зырянского района.
— Сельская школа — центр социума, там жизнь кипела с утра до вечера, — вспоминает Нина Вожова. — Мама вела биологию и химию, а оба моих классных руководителя были учителя истории. Один из них привил любовь к истории как к сказке, а благодаря второму у меня появились более осознанные стремления знать историю и преподавать этот предмет так, чтобы дети полюбили его. Историю на всю жизнь стала моим любимым предметом.
Первым наставником в профессии для Нины Викторовны стала ее мама. Когда девушка поступила в пединститут и приезжала на практику, первые тематические и поурочные планирования проходили под маминым чутким руководством.
«Ты все время должна видеть глаза детей. Тогда все получится. Потеряла глаза детей — ты потеряла нить урока, нужно постоянно чувствовать, что класс тебя слышит», — этот мамин совет Нина Викторовна запомнила и следует ему всю жизнь.
Ее педагогическая стезя складывалась удачно, Нина Вожова преподавала в Зырянской средней школе, затем работала директором этой школы, затем возглавила районное управление образования. «Но поняла, что это не мое, я в первую очередь учитель, и вернулась в школу, преподаю историю в Берлинке», — говорит она. Не случайно главной из наград, среди которых нагрудный знак «За заслуги в области образования» третьей степени, почетный знак «За верность званию учитель», медаль Патриарха РПЦ «За жертвенный труд» и другие, Нина Викторовна считает свой выход в финал в областном конкурсе «Учитель года»-2011.
При педагогическом стаже в 33 года более половины этого времени она является наставником. Долгое время Нина Вожова возглавляла районное методическое объединение учителей истории. Порой ее наставляемыми были одновременно по 4-5 молодых педагогов.
— Горжусь, что большинство из них — это мои выпускники, от которых я слышу слова благодарности до сих пор, — улыбается Нина Викторовна. — Это самое приятное. Они работают и в Томске, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах, не только в школах, но и в гимназиях. Многие говорят, что благодаря моим урокам, моей любви к истории они пришли в профессию.
Своей любовью к предмету и к педагогике Нина Вожова вдохновила и своих дочерей. Старшая, Дарья Раджабова, окончила истфак ТГУ и работает в Зырянском музее, младшая, Полина Теннесси, пошла по стопам бабушки и мамы — стала учителем начальных классов. Общий стаж семейной династии — 84 года.
Нина Викторовна четырежды была соискателем губернаторской премии за наставничество, стала первой в области обладательницей региональной награды «Лучший наставник».
Многолетний опыт помог победить и в конкурсе «Лучшие практики наставничества». Педагог является участником Ассоциации учителей истории и обществознания Томской области, была заместителем председателя и курировала работу с молодыми специалистами. Председатель Ассоциации Сергей Маевич Никульшин, коллеги по ассоциации всегда делились ценным опытом.
— Главное в работе наставника с наставляемыми — понимать, что мы — команда. Не просто группа из двух, трех или нескольких человек, а команда, где есть единомыслие и взаимная помощь, — поясняет Нина Викторовна. — Именно это я и попыталась показать на мастер-классе по наставничеству, который был одним из конкурсных заданий. Это так и есть на самом деле, главное в команде — выстроить отношения на личностном уровне, когда молодой педагог может и в девять вечера мне позвонить и задать волнующие его вопросы, и на выходных ко мне приехать. Когда есть сопереживание, неформальное отношение друг к другу — это команда. Своих наставляемых я воспринимаю, как себя, всегда помогаю, чем могу, потому что понимаю, как важно в начале профессионального пути встретить человека, который искренне поддержит. Среди тех, для кого я являюсь наставником, немало победителей профессиональных конкурсов районного и регионального уровня, и для меня это тоже повод для гордости. Все молодые педагоги, для кого я была наставником, сегодня работают в школе.
Первые шаги — самые трудные, начинающему учителю нужно адаптироваться в новом коллективе и привыкнуть к нагрузке, выстроить конструктивное общение с учениками и родителями, и самое главное — донести до детей знания так, чтобы они их усвоили. Тем более что история сегодня снова выходит на первый план и становится одним из главных предметов в школьном расписании.
— Пусть математика — царица наук, но история тоже должна быть королевой, знать историю — не допустить в будущем ничего плохого, из того, что случилось в прошлом, — продолжает Нина Вожова, которая является советником директора по патриотическому воспитанию. — Всегда стараюсь, чтобы дети не просто выучили, но и полюбили нашу отечественную историю. Это единственная в мире история страны, которой можно гордиться. Нет ни одной странички в российской истории, которая вызвала бы розовый румянец на моих щеках. Это я всегда говорила и говорю детям.
Педагога радует, что сейчас появится новый учебник по истории, где больше внимания будет уделено событиям в стране, и в первую очередь — периоду Великой Отечественной войны. Она убеждена, что историю нужно преподавать не только на уроке и учить ее нужно не только по учебнику. История — один из главных воспитателей основ нравственности и духовности.
Помимо учебного процесса учитель привлекает уважаемых людей района, чтобы они участвовали в дебатах, общались со школьниками, доносили свою позицию. История должна быть живой, социальное взаимодействие помогает сделать ее такой. А еще в этом помогают поездки.
Нина Викторовна много раз организовывала экскурсии в разные города, где можно прикоснуться к истории Великой Отечественной войны, истории православия, истории людей с высокой нравственной позицией.
— Дважды мы посетили с ребятами Санкт-Петербург, бывали в Москве, обходили храмы Новосибирска, познакомились с телеутами Кузбасса, несколько дней жили в Могочинском женском монастыре, — перечисляет педагог.
Но самой незабываемой для нее и для ребят стала поездка в Екатеринбург по президентской программе «Дорога императора». Пройти по пути, ставшему последним для царской семьи, увидеть своими глазами места захоронения…
— Одна из учениц после этой поездки сказала, что решила стать историком, хотя раньше об этом не думала, — говорит Нина Викторовна. — Сейчас она перешла на третий курс истфака ТГУ. Буду рада стать ее наставником.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.
Последние новости
Об использовании воздушного пространства над населенным пунктом
Администрация городского округа Стрежевой напоминает, что Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и квадрокоптерами,
Об изменении тарифов по плате за наём
Уважаемые наниматели муниципальных квартир! Уведомляем вас о том, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 23.12.
Штабу Поста №1 города Томска - 45 лет!
26 декабря в 15.00 во Дворце творчества детей и молодёжи города Томска https://t.me/dtdm70/406 состоится торжественное собрание участников Штаба «Пост №1».
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения