Русские народные спиричуэлсы. Томичи исполняют песни канадских духоборов
«Люди XXV столетия» — так христиан-духоборов, отвергающих обряды Русской православной церкви, называл Лев Толстой.
«Люди XXV столетия» — так христиан-духоборов, отвергающих обряды Русской православной церкви, называл Лев Толстой. В конце XIX века он помог им перебраться в Канаду и спастись от преследования властей. Далеко от дома, в полностью чужеродной среде духоборы умудрились сохранить веру, традиции и музыку. В их культуру решил окунуться томский народный фольклорно-этнографический ансамбль «Пересек» и сделал целую концертную программу с песнями духоборов.
«Я давно мечтала исполнить песни духоборов. Когда я услышала, мне очень полюбились песни именно канадских духоборов. Чем-то ни похожи на протестантские песнопения. У них аккордовое изложение музыкальной фактуры, которое очень не похоже на традиционное сибирские песни, которые мы привыкли исполнять», – рассказывает руководитель «Пересека» Лилия Завьялова.
Духоборы появились в России в начале XVIII века, покинув лоно Русской православной церкви, не приемля ее обрядность, обилие ритуалов и поклонение иконам. Духоборы считают себя христианами, так как почитают учения Иисуса Христа. Но к Библии они относятся не как к священной книге, а лишь как к собранию прежних знаний.
В 1801 году во избежание распространения учения император Александр I переселил духоборов в район Азовского моря, а спустя 40 лет Николай I приказал отправить общину еще дальше — в Грузию. Кампанию помощи духоборам в конце XIX века организовал Лев Толстой. Гонорар, полученный за роман «Воскресение», писатель потратил на переселения части духоборов в Канаду. В итоге около 7,5 тысячи духоборов эмигрировали в Западную Канаду. Им разрешили не служить в армии и дали земельные участки в свободное пользование.
Сейчас в Канаде проживает до 30 000 потомков духоборов. Из них 5000 человек сохранили веру, более половины — знание русского языка в качестве родного. Один из представителей — Том Невакшонов — является видным канадским политиком.
Для концерта участники «Пересека» постарались воссоздать и костюмы духоборов. Они тоже очень отличаются от одежды, в которой привыкли выступать участники коллектива.
«Костюмы очень яркие. Традиционно, как и везде, какие были красители, такими ткани и красили. Обычно это были синие, бордовые. А когда появились анилиновые красители, женщины стали красить себе в разные яркие цвета одежду. Это в основном был фиолетовый цвет. Отпечаток на одежду наложила Германия, Польша, и южная Россия, они ведь в основном там жили. И говор тоже стал отражением южнорусского говора, украинского. И потом, раз они в Канаде оказались, они стали английский изучать, некоторые слова забывают, и стал появляться английский акцент. В песнях это очень хорошо слышно».
Послушать песни канадских духоборов в исполнении «Пересека» можно будет 16 апреля в «Аэлите» в программе под названием «Два берега» . В первом отделении прозвучат песни села Урлук Забайкальского края, которое располагалось на берегу одноименной реки, а во втором – песни духоборов, обитавших на дальних канадских берегах.
Последние новости
Бюджет Томской области на 2025 год: основные параметры и направления расходов
Депутаты обсудили ключевые финансовые показатели и приоритетные сферы для бюджета региона.
Школа пациентов в Томске: психология и онкология в диалоге
Специалисты помогут людям, столкнувшимся с онкологией, получить необходимую психологическую поддержку.
Проблемы с дорожным покрытием в Шегарском районе решены
Прокуратура провела проверку и добилась улучшений состояния автодорог.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку