Киберспорт для науки: ТГУ выводит игры на новый уровень
© предоставил Вячеслав Гойко ТЕМА Томские ученые Томский государственный университет (ТГУ) в 2022 году начнет подготовку киберфизруков и откроет киберкласс для изучения влияния компьютерных игр на современных студенто
Томский государственный университет (ТГУ) в 2022 году начнет подготовку киберфизруков и откроет киберкласс для изучения влияния компьютерных игр на современных студентов и процесс обучения в целом. Кому и зачем вуз предложит сыграть в Counter-Strike и DotA – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что в рамках программы "Приоритет 2030" в ТГУ киберспорт (КС) входит в направление нового социогуманитарного инжиниринга. Вуз изучает КС в трех аспектах – как спорт, как инструмент влияния на когнитивные способности, а также как элемент воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Игры для научных целей
Просторное помещение, оформленное в киберстилистике, 29 мощных компьютеров, на которых можно играть в любые современные игры (к слову, одна такая машина стоит более 250 тысяч рублей), специальные игровые кресла – таким будет киберкласс в научной библиотеке ТГУ. Сейчас здесь завершается ремонт, а открытие класса состоится в феврале – ко Дню российской науки.
По сути, с помощью этого класса ТГУ свяжет науку с "бродилками", стратегиями и командными симуляторами, рассказывает РИА Томск директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко.
"Киберкласс – это учебная лаборатория, в которой мы будем проводить турниры по киберспорту, наблюдать за студентами и собирать данные: как они играют, как ведут себя и взаимодействуют с другими игроками. Класс – один из элементов большой научной работы в рамках консорциума Н.А.У.К.А", – объясняет Гойко.
Н.А.У.К.А – Национальная ассоциация университетского киберспорта – появилась в 2021 году по инициативе ТГУ и на данный момент объединяет 62 российских вуза. Партнерами этого консорциума стали сеть киберспортивных арен Colizeum и Томское областное отделение Федерации компьютерного спорта.
© предоставил Вячеслав Гойко Директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко Если говорить простыми словами о задачах ассоциации, то вузы стремятся понять, как использовать элементы игр в учебном процессе. Многочисленные исследования последних лет показывают, что игровой подход в образовании – геймификация – может дать отдельному человеку больше по сравнению с традиционными годами на студенческой скамье.
Именно поэтому многие мировые университеты предлагают студентам играть. Разумеется, что игры в данном случае адаптированы под задачи, которые вуз ставит перед собой.
Кейсы со всего мира
Так, например, крупнейший вуз США – Университет штата Аризона (Arizona State University) – использует игру-стратегию Age of Empires. "Они "зашили" туда две игровые кампании по Средневековью и античному миру. Студенты, проходя эти кампании, изучают историю", – говорит Гойко.
Еще один пример – от Высшей школы экономики вместе с Бостонским университетом (Boston University).
"Они предложили компьютерные игры монокультурным и мультикультурным студенческим командам игроков. Выяснилось, что мультикультурные (в которых люди из разных стран и регионов) показывают более высокие результаты. Это знание помогает эффективнее организовывать образовательный процесс для развития умения работать в команде, что принципиально важно в подготовке будущих управленцев", – объясняет собеседник агентства.
По словам Гойко, компьютерные игры и симуляторы используют вооруженные силы разных стран, в том числе России. "Потому что игры хорошо справляются с развитием когнитивных свойств – скорости реакций, внимания, аналитического мышления. Кейс из России: лучшие игроки по Counter-Strike играли с геймерами, которые работают в ОМОНе, и выиграли. Это тренировка и для тех, и для других", – считает Гойко.
© предоставил Вячеслав Гойко . Серия стратегических игр DotA вообще чемпион по кейсам. Здесь прокачиваются навыки командной работы, и многие компании используют именно эту игру для так называемых киберёлок – корпоративов нового формата, без банального похода в ресторан, а с турниром среди команд сотрудников.
"Хорошая история с точки зрения тимбилдинга, когда люди совместно что-то делают в игре. По итогу у всех участников процесса остается информация о командном взаимодействии. И на основании этой информации можно планировать реальные, более эффективные стратегии работы в компании, потому что уже известно, кто какой психотип продемонстрировал, как проходит взаимодействие, кто на что способен", – объясняет эксперт.
Кейс федерального масштаба в России – симулятор от команды "Сколково", разработанный по аналогу популярнейшей игры "Цивилизация": в нем полностью отражен процесс работы в университете.
"Проводился турнир по "университетской цивилизации". Наша команда в рамках стратегической сессии университета заняла первое место. И это еще один пример так называемого переноса реальных процессов в игровую реальность и обратно", – отмечает Гойко.
Пример от ТГУ – киберпроекты для студентов высшей IT-школы HITs ТГУ. Здесь используются компьютерные игры для того, чтобы обучающиеся примерили на себя разные роли в командной работе. © предоставил Вячеслав Гойко .
"Старт" от ТГУ
ТГУ реализует тренд на геймификацию во многих проектах на протяжении нескольких лет, но в 2022 году это направление выйдет в топ. На первом этапе вуз будет использовать готовые игры от мировых разработчиков.
"Многие вещи освоить через игру проще и быстрее. Быстрее можно выйти на нужный уровень навыков и компетенций. Вся наша жизнь игра. У Эйнштейна есть замечательная фраза, что игра – высшая форма исследования. Мы берем эту идею как одну из ключевых", – говорит Гойко.
В практическом смысле эта идея будет реализована в ТГУ по нескольким направлениям. Первое – исследования в области использования игр в образовании, сбор необходимой аналитики. Создание сети киберклассов поможет выполнить эту работу. Класс в "научке" – первый, в дальнейшем будут открыты другие.
Еще одно направление – подготовка соответствующих кадров.
"У нас есть большой запрос от университетов – участников консорциума Н.А.У.К.А о дополнительном профессиональном образовании в рамках подготовки киберфизруков – тренеров киберспортивной команды. Дело в том, что такой специалист мало отличается от обычного тренера. Он должен понимать, как физиологически и психологически готовить спортсменов, и иметь навыки игровой аналитики", – резюмирует представитель ТГУ.
© предоставил Вячеслав Гойко
.
Последние новости
Как защитить частотный преобразователь от скачков напряжения?
Практическое руководство по сохранению оборудования и денег — узнайте, как защитить частотник от опасных скачков напряжения и продлить срок его службы.

Прокуратура г. Стрежевого Томской области через суд потребовала возместить местной жительнице денежные средства, затраченные на покупку льготного лекарства
Прокуратура г. Стрежевого Томской области провела проверку по обращению 52-летней местной жительницы о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

В Каргасокском районе Томской области благодаря вмешательству прокуратуры теплоснабжающее предприятие погасило долги по заработной плате и по исполненным контрактам в общей сумме б
Прокуратура Каргасокского района Томской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Оглашен приговор по уголовному делу в отношении жительницы Колпашевского района Томской области, поджегшей на почве ревности дом, в котором находился ее бывший сожитель
Томский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее не судимой 22-летней жительницы г. Колпашево Томской области.