«Разве успех измеряется тем, что ты живешь в Москве?» Как выпускник ТГУ нашел в Томске место для импровизации, музыки и юмора
Сергея Игуменшева в Томске знают многие.
Сергея Игуменшева в Томске знают многие. Он будит город по утрам на канале «Томское время», вел «Лиги КВН Томск», участвовал в играх и писал шутки для КВН-щиков. А также в составе команды «Такие» стал чемпионом третьего сезона шоу «Импровизации. Команды». Кроме того, Сергей проводит душевные квартирники и ведет мероприятия. Кажется, что добиться успеха в сфере юмора и музыки, попасть на ТНТ и делать крутые проекты можно лишь обитая в Москве. Но у Сергея — другая история. И во многом она была связана с ТГУ.
Театральный или журналистика? Филология!Сергей родился в Киселевске. И в старших классах все друзья, кто уже выпустился, поступили в Томск: на журналистику в ТГУ, в медуниверситет — писали восторженные письма об общаге, университетах и классном городе. В 2001-ом пришла поступать и очередь Сергея: золотой медалист хотел идти либо в театральный, либо стать журналистом, потому что писал в местную газету.
«И как-то я почитал истории артистов из провинциальных театров и подумал: «Надо быть журналистом». Приехал подавать документы, отлично сдал вступительные. Но нам сказали, что на журфаке, скорее всего, набор закончен, так что лучше пойти на филфак. В принципе, мне тоже это был близко, я любил книги. В 10-ом классе мне просто «сорвал башню» Пелевин, я его всего перечитал запоем. Есть еще книжка про Томск Константина Буркина, «Фавн на берегу Томи», мне она сильно понравилась».
Кстати, творчество отца Константина, Юлия Буркина (так же выпускника Филфака) — еще один из поводов, почему Сергей выбрал Томск. В школу привезли кассету коллектива Юлия с альбомом «Королева белых слоников». Сергея зацепило, и он тоже захотел приехать в город, где делают такую музыку. Вообще музыка в жизни Сергея была с 3-го класса, когда папа отдал мальчика на баян.
«Я отходил тогда 2 года, и потом сказал: «Пап, я не хочу больше ходить»— «Ну вот и вези баян в музыкальную школу». Я положил его на санки, повез, и мне это отбило желание заниматься музыкой на время. А потом классе в седьмом друг мой увлекся гитарой. Я смотрю: к нему пристальное внимание девчонок, он что-то начинает играть, петь. Надо не отставать! Пошел вместе с ним в кружок, обучился «дворовой» гитаре, но было мало. И в 9-м классе я поступил в музыкальную школу, за 3 года закончив пятилетку. Зато сейчас могу играть на всем, что издает звук, главное — понять, как это устроено».
Я был лоботряс. Но любимый одногруппницами и профессорамиНа «женском» филологическом факультете Сергей оказался единственным парнем в своей группе. У ребят сложились хорошие отношения.
«Нас сначала было двое, потом трагический случай произошел, Саша Джумабеков, очень классный парень, с которым мы учились и жили в «Тройке» на Южной — погиб. Конечно, девчонки меня любили, я им сильно не досаждал. Не было момента, что кто-то не дал что-то списать. Приходишь на экзамен, говоришь: «Я вообще не готовился!» – «Ну, сейчас мы тебе объясним быстренько». Но тут есть и минусы: если не пришел на лекцию – сразу видно, что тебя нет».
Предметы увлекали невероятно: с самых основ русской и зарубежной литературы. На 1-ом курсе лекции Плохотнюк Татьяны Григорьевны по предмету «Устное народное творчество» особенно запомнились со всеми мифами, обрядами и поверьями. Вообще практически каждый предмет, который касается литературы, Сергею был интересным. Александр Сергеевич Янушкевич мог на паре про Гоголя устроить нам мини-спектакль, читая что-то по ролям. С дочкой его, Марией Александровной, Сергей даже играл в одной группе «Апокриф», делали философскую музыку. В сфере современной литературы любимыми стали лекции Татьяны Леонидовны Рыбальченко. А Старикова Галина Николаевна, которая как раз приехала принимать предварительные экзамены в Киселевск, стала куратором группы, где учился Сергей.
«Нестерова Наталья Георгиевна была строгой оберегающей мамой на филфаке. Я помню: когда работал в компьютерном классе, она принесла приказ на отчисление, чтобы я его набрал, напечатал и вывесил. И среди прочих была моя фамилия. Я такой – елки-палки… Что делать? Напечатал, выношу. Она говорит: «Все понял? Иди перепечатывать уже без себя». И она могла позвонить папе моему, чтобы сказать, что я загулял и пора взяться за учебу. А папа у меня был тогда областной депутат в Кемеровской области. И говорил: «Наталья Григорьевна, я не могу сейчас, я сижу у Тулеева на совещании». И она говорила: «В смысле не можете? Это вообще-то ваш сын, вам хоть немножко интересно, как он учится?». Я ей, на самом деле, за это благодарен безмерно».
Творческая Мекка ТГУ: КВН, театр, музыкаФилологи в основном проводили время на парах в БИНе, а после бежали в главный корпус. Творчество поглотило Сергея Игуменшева с головой так, что некоторые зачеты приходилось пересдавать по 10 раз или на 8 марта и петь на кафедре в качестве извинения перед педагогами.
«В ТГУ я часто выступал с гитарой и на большой сцене, и на капустниках. Я, кстати, с женой свой познакомился именно на первом курсе, когда аккомпанировал ей песню «Под небом голубым есть город золотой». Наши пути разошлись, а через 5 лет мы вновь встретились и уже не потеряли друг друга. Вместе до сих пор».
Юмором Сергей занимался со школы, его команда выступала на областном уровне и играла наряду со студентами. Однако все шутки писала Валентина Ивановна Бисерова, она же поставила Сергею голос.
« Тогда у нас был немного псевдо-КВН, юмористическое представление. Но в любом случае любовь к КВНу у меня сформировалась. Когда я сюда поступил, прямо 1 сентября мы попали на концерт ко Дню первокурсника, где выступали «Максимум». Я помню, сидел на последнем ряду с Ринатом Бакеевым, они выходят…И просто случается какое-то волшебство в наших глазах. Но мы не понимали, как влиться в это движение».
И тут на филологический факультет переводится парень с психфака и говорит: «У нас там есть команда «Психодром». Но раз я перевелся, хочу организовать такую на филфаке. Хотите?». Этим же вечером парни собрались всей командой в одной комнате и начали писать. Когда готовились к КВНу, выходили репетировать в «аквариум» — пролет между этажами на лестнице, на репетиции приходила вся общага: кто-то подсказывал шутки, кто-то подшивал костюмы, чтобы потом сходить на шоу. Даже плакаты рисовали!
Уже в феврале на 1-ом курсе Сергей с товарищами создали команду КВН «500 килограммов»: суммарный вес всех участников. Филологи хотели привнести в КВН филологический юмор. Писали литературные штуки, назвали домашку «Дворянский гнездец». Жюри «вкатило», и в этот же год ребята стали чемпионами лиги, во втором сезоне до финала дошли. Потом разбежались, а на ФТФ параллельно распалась крутая команда «Звезда Лагранжа». И из двух сборных филфака и ФТФ получилась одна — «Доблестная танковая полиция». Со странным стилем и юмором, отличным от того, что уже показывали.
«Еще одна моя эпоха в ТГУ – это театр эстрадных миниатюр «Эстус». Роман Ефимович Дашевский увидел меня в КВНе, позвал к себе и 2 года я там играл. С театром мы тоже ездили в Курск, на фестивали. Очень благодарен Роману Ефимовичу за его взгляд на жизнь. И вот он сам переехал в Германию, а театр живет».
От ТГУ до Ямала: как Сергей развивался в КВНКоманда «Максимум» тоже разделилась: одна часть стала «Ударной волной», вторая — «Квартетом». В «Ударную волну» писать шутки Сергея и несколько других КВНщиков пригласил Андрей Бурковский. Ребята могли до 6 утра писать, и никто не шел спать. Тогда было создано очень много юмора, в выступление «Ударки» прошло невероятное количество номеров, которое показали на Первом канале, например, «Поэты в РОВД». И Сергея позвали поездить на телевизионные игры КВН.
«Существовало негласное правило КВН: команда, участвующая в более высших лигах, может брать шутки лиги ниже уровня. Поначалу было обидно, когда мы еще не играли с ними, и вдруг наши шутки брали без спроса. Но через время обида исчезла, потому что я реально рад, что ребята сделали команду, которая вошла в анналы истории. И я к ней приложил руку. Хоть какую-то маленькую, «кукольную руку пупсика».
Уже после выпуска Сергея Андрей Минин с Натальей Кротенко собрал сборную ТПУ. Наш герой вел «Открытую лигу КВН» университетов и редактировал ее, затем «Лигу КВН Томск». И на фоне этой лиги возникла идея собрать команду «Сборная ТПУ», по факту из политеха там были только Алексе Сейда и Павел Янчук. Сбрная дошла до премьер-лиги, однако финансирования требовалось куда больше, чем на томском уровне. Работа команды приостановилась…
И вдруг приходит заявка от Ямала: а не сделать ли совместную команду Ямал-Томск на основе сборной ТПУ? Директор команды КВН «Максимум» Евгений Акутин провел кастинг в Томске, взял двух ямальских студентов, и на основе костяка команды сделал новую — «Северное Слияние». Они быстро влетели в Высшую лигу. Однако Сергея прямо перед взлетом команду покинул.
«В какой-то момент понял, что не вижу там своего будущего. А второе и более важное: я не видел, как взрослеет мой сын. У нас было очень много поездок, и меня смущало, что я приезжаю — а первый шаг без меня, первое слово без меня. Я с ребятами попрощался. Надеюсь, они зуб на меня за это не держат. Вообще волна вот этого КВНа, которую запустили «Максимум» в Томске, нас лихо прокатила. Потому что потом на этой волне была команда «Евген и ребята». И в Томске этим КВН-овским сообществом мы до сих пор держимся. Наверное, то, что мы потом начали играть в импровизацию командой и выиграли ее – заслуга того, что мы столько много лет занимались юмором».
Это задумывалось как движение и глоток свежего воздуха: об «Импровизации»Знакомство Сергея с «Импровизацией» началось до того, как сами ребята стали знамениты на всю страну. Игуменшев нашел в интернете парня, который одним из первых начал внедрять все новые юмористические веяния в России – Николай Куликов. Сейчас он продюсер, сценарист таких фильмов, как: «Я худею», «Легенда 17». Он же первый начал делать стендап в одиночку. Одним из проектов Куликова стал No Brain Theatre — Театр без мозгов. И компания, которая собралась в этом театре и начала делать «Импровизацию».
«Я сильно увлекся этой темой и решил попробовать. Тогда работал на «Радио Сибирь», а Руслан Мирзаханов — в том же холдинге на «Кнопка FM». Сидим в столовой как-то, разговорились и решили: надо подобное делать в Томске! Проходит месяца два, в «Малине» готовится выступление «Так себе театра»… без меня. Руслан сделал это со своей командой КВН, потому что они ему ближе. Я звоню, говорю: «А чего ты меня как-то не позвал?» - «Ну, приходи, мы тебя всегда ждем!» Я сделал музыкальную импровизацию, потом вклинился, как ведущий, включался на стадии репетиций и мне вполне хватало, чтобы развивать скилл».
Состав команды менялся и в итоге стал тем, который прославился на всю страну: Сергей Игуменшев, Руслан Мирзаханов, Евгения Гольц и Сергей Слесаренко. Параллельно ребята общались с театром из Воронежа, участники которого составили костяк «Импровизации» на ТНТ. Юмористы обменивались опытом и, когда парни уже стали «Импровизацией» и у них появилась идея с «Командами», томичей они пригласили участвовать одними из первых. Ребята поехали в Москву, чтобы понять, как все работает и протестировать разные форматы. Подготовка шла года полтора-два. Потом отсняли пилот, показали на канале и запустили проект.
«В нашей команде есть небольшая проблема. Когда я начинаю чувствовать некую ответственность за группу, меня перекрывает. А Сережа наоборот - очень любит посоревноваться, но как только какая-то несправедливость, — его тоже перекрывает. Нам это тоже мешало первые два сезона, тянула все Женя Гольц. А на третий сезон как-то мы расслабились, подумали: «Мы же сюда ездим потому, что нам классно». И выиграли».
Сергей отмечает: «Импровизация» ему нравилась по многим причинам. Во-первых, абсолютно никакого пафоса, все общаются на равных. Во-вторых, это был новый глоток воздуха после КВН.
«Вместо взносов, поиска спонсоров тут тебе звонят и говорят: мы все оплатим. Селят в крутую гостиницу, говорят, сколько будет эфиров и за каждый заплатят … И ты такой: «В смысле? Не я заплачу, а мне заплатят?». На съемочной площадке тебе жмет руку главный продюсер Вячеслав Дусмухаметов и улыбается тебе. Личная гримерка, обед на площадке, и тебя привозит, увозит такси – абсолютно другой уровень и отношение. И ты хочешь участвовать в этом, желаешь, чтобы это продвигалось в массы, чтобы становилось движением. Почему такой рейтинговый проект с амбициями и будущим закрыли — я не знаю, хоть и есть догадки. Для меня это было больно. Потому что как раз пришло новое поколение тех, ради кого это все движение возникло, невероятно крутые команды, хотелось, чтобы это продолжалось. Но я верю, что ребята не пропадут».
За Томск всей душой: как сделать выбор между столицей и СибирьюСейчас Сергей юморист, музыкант, телеведущий в Томске. Здесь выступает с квартирниками, ведет мероприятия, пишет песни, занимается импровизацией, проектом #Таксебетеатр. Также состоит в объединении «Скот» — стендап комьюнити Томск.
«Квартирники - это такой формат уютный. Первый провел в пространстве «Высоко». И раз — народ пошел, им все нравится. Со временем мои квартирники «выросли» и стали отдушиной. Каждую неделю даю такие концерты, они хорошо заходят. Как будто возвращается что-то из студенчества: мы пели не чтобы красиво, а чтобы орать. В «Высоко» наоборот составляли концерт с красивыми песнями. А сейчас вернулось к изначальному: потанцевать, покричать. Не чураемся и Губина спеть, главное — чтобы движуха была. Но сейчас я думаю сделать какую-нибудь программу из красивых и душевных песен, которые редко исполняю. И спеть в камерном пространстве типа «2+Ку», театре живых кукол».
Томск тесным для Сергея так и не стал. Было несколько моментов, когда он мог уехать в Москву, например, когда только начинался стендап на ТНТ, Руслан Белый пригласил выступать Стаса Старовойтова, а тот предложил позвать Сергея Игуменшева. Но для этого нужно было переехать в Москву.
«Я тогда сел и подумал: вот я купил дом, строю баню, рядом сосны. Я приезжаю туда — и мне так хорошо. А Москва — это съемные квартиры и метро до работы. И любимые вечера пятницы, потому что только они и свободны. К чему это все? Мне же хорошо сейчас. Да, для того, чтобы что-то делать большое телевизионное и т.д., нужно быть в Москве. Но я не понимаю, кто ввел эту градацию, что если тебя показывают на Первом канале или ТНТ, то ты чего-то добился, а если ты делаешь квартирник, приходят люди, слушают и улыбаются тебе, что ты чего-то не добился. Для меня Томск всегда был таким городом, где я спокойно дышу. Есть еще Санкт-Петербург, но, опять же, вот эти большие просторы будто не для меня. Томск –уютный, классный, я могу рукой дотянуться до всего, что мне нужно. И здесь прошло мое студенчество — самое крутое время. Филфак лично для меня оказался самым правильным образованием, который дал впитать жизнь, расширить свой кругозор. Думаю, ни на одном другом факультете такого не получить».
Смотреть видео:Аудиоверсия:
Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.
Последние новости
Низкая активность вакцинации от гриппа среди детей в Томской области
Томская область продолжает борьбу с гриппом, но привито менее 70% детей.
Капитальный ремонт крыши здания городской думы Томска
Администрация города объявила аукцион на проведение работ по ремонту кровли.
Семья из Томска удостоилась знака «Родительская доблесть»
Губернатор вручил награду супругам за их вклад в воспитание детей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку