Единство с виртуальной конечностью
Реабилитация после инсульта – сложнейшая задача, которая требует от человека больших усилий.
VR-приложение томских айтишников поможет в реабилитации после инсульта
Реабилитация после инсульта – сложнейшая задача, которая требует от человека больших усилий. Для того чтобы помочь в этом пациентам, пережившим «сосудистую катастрофу», студент ИПМКН ТГУ Филипп Филиппов в составе команды IT-компании VR GO создал VR-тренажер, работающий на методе зеркальной терапии. Новый подход позволит не только повысить эффективность процесса реабилитации, но и сделает его более интересным, поскольку в разработке использованы элементы геймификации. Результаты работы над VR-приложением студент представил в выпускной квалификационной работе.
Цель создания приложения – помочь пациентам справиться с таким последствием нарушения кровообращения мозга, как гемипарез. Такой тип двигательного нарушения встречаемся примерно у 85 процентов людей, перенесших инсульт. Спустя год после него более половины пациентов не могут восстановить функционал конечностей. Использование современных технологий может улучшить эффективность реабилитации и ускорить процесс восстановления.
– На сегодняшний день имеются доказательства того, что мозг постоянно перестраивает свои нейронные связи, чтобы кодировать новую информацию и способствовать адаптации к изменениям окружающей среды. Зеркальная терапия успешно применяется у людей, перенесших инсульт или другие виды травм головного мозга, которые влияют на движение одной стороны тела человека. Развитие IT-технологий позволило перенести этот подход в виртуальную реальность, – говорит научный руководитель проекта, врач-кибернетик Герман Шнайдер. – Реабилитация в VR – это сверхсовременный метод, позволяющий с помощью специальных компьютерных технологий и программ дать человеку ощущение своего тела, как оно работало бы в норме, тем самым дополняя традиционные методы реабилитации.
С использованием иммерсивной виртуальной реальности человек, получая сенсорную информацию через VR-очки, испытывает ощущение единства с виртуальной конечностью, которая в итоге распознается как собственная.
Задача, поставленная перед разработчиками, включала в себя такие условия, как простота в использовании, наличие интуитивного пользовательского интерфейса, быстрая и плавная работа приложения.
– Для использования приложения человеку понадобится только VR-шлем. Сейчас они стали вполне доступными по цене, – говорит Филипп Филиппов. – Задача пользователя заключается в том, чтобы взаимодействовать с объектами виртуального мира отзеркаленной конечностью. При выполнении упражнений человек не использует джойстики, он работает здоровой рукой и пытается повторить ее движения рукой с нарушенным функционалом, смотря при этом на отражение здоровой.
Обычно такие упражнения – это тяжелая и монотонная работа. Разработчики постарались сделать этот процесс более увлекательным и добавили в него элементы геймификации. Так, например, одно из упражнений, нацеленных на восстановление чувствительности и подвижности руки, заключается в выжимании сока из виртуальных фруктов.
Плюсом приложения является удобство его использования. Команда разрабатывала приложение на standalone, в отличие от некоторых других VR-систем гарнитура там является полностью беспроводной, что обеспечивает большую свободу движений. Это может быть особенно важно для людей в процессе восстановления после инсульта, поскольку они могут испытывать проблемы с балансом или моторикой.
Другим достоинством разработки является то, что приложение позволяет пациентам заниматься дома, тем самым делая процесс восстановления доступным и удобным для большого количества людей.
Работать над созданием VR-тренажера студент ИПМКН ТГУ начал на третьем курсе, когда пришел на стажировку в компанию VR GO. Основной профиль VR GO – использование технологий виртуальной и смешанной реальности для реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. После стажировки Филиппа взяли в штат компании, где он продолжил работу над приложением. Позднее студент ИПМКН перешел в группу IT-компаний Rubius, где занимается созданием тренажеров с использованием виртуальной и дополненной реальности.
Добавим, что сквозные технологии являются одним из ключевых направлений, динамично развиваемых Институтом прикладной математики и компьютерных наук. Так, например, в 2019 году университет открыл первую в России VR/AR лабораторию. Она является площадкой для обучения, проведения научных исследований, нацеленных на создание новых прорывных технологий в области VR/AR.
Последние новости
Медсестра ТОКБ получила благодарность губернатора Томской области
Медицинская сестра терапевтического отделения ТОКБ Алина Андреевна Капустина получила благодарственное письмо от губернатора Томской области Владимира Владимировича Мазура.
Более 5,5 тысяч раз скорая помощь приходила на выручку томичам в новогодние дни
Об этом сообщает пресс-служба администрации Томской области Фото: Антон ХАРИН.
За неделю в Томской области выявили 3 случая гриппа и 132 COVID-19
Евгения Зуева Более половины болеющих ОРИ — дети до 14 лет В период с 30 декабря по 5 января к врачам Томской области с признаками ОРИ обратилось 2 139 человек, в том числе 1 258 томичей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку