Новые подходы в исследовании образовательного потенциала у детей с РАС: научно-исследовательская коллаборация ТГПУ с университетами России и Беларуси

2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма,

2 апреля, во Всемирный  день  распространения информации  о  проблеме аутизма, в интервью с экспертом ТГПУ рассказываем о научно-исследовательском проекте «Изучение образовательного потенциала у дошкольников с расстройствами РАС», одним из участников которого выступает зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Медова .

Всемирный  день  распространения информации  о  проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года с целью привлечь внимание к проблеме расстройства аутистического спектра прежде всего у детей и подчеркнуть значимости ранней диагностики.

Впервые расстройство аутистического спектра было описано в 1942 году американским ученым Лео Каннером. Годом позже об аутизме у детей старшего возраста говорил австрийский ученый Ганс Аспергер. Сегодня различают несколько видов аутизма, в том числе названных именами первых исследователей РАС. Так, наиболее легкая форма, которая поддается лечению, однако характеризуется низкой социализацией и при этом высоким уровнем интеллекта носителя, – синдром Аспергера, а наиболее тяжелая – синдром Кеннера, который не поддается коррекции, у носителей наблюдается сильная отстраненность от социального мира, слабость речевых функций

– Наталия Анатольевна, как выглядит современная статистика выявляемости РАС, в частности у детей?

Еще около 10 лет назад этот показатель составлял 1:68. По последним данным выявляемость у детей от 5 до 8 лет – 1:44, при этом по статистике у мальчиков расстройство встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Наиболее часто РАС выявляется в возрасте от 3 до 5 лет. С двух лет у ребенка формируются нормы социального поведения, дети по подражанию научаются вести себя в обществе в соответствии с установленными в социуме требованиями. Если нефункциональное поведение наблюдается позже указанного возраста, стоит обратить особое внимание.

– Какие есть современные и эффективные технологии и подходы к лечению РАС ?

На сегодняшний момент можно выделить более 30 методик, используемых в лечении и социализации детей с РАС. Одной из эффективных, через которую должны пройти все дети, является ABA-терапия. В ее основе прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis), по результатам которого разрабатываются методы коррекции индивидуально для каждого ребенка. Я бы еще выделила методику Floortime (в переводе – время, проведенное на полу). Она входит в комплексную программу помощи, основанную на концепции DIR – терапевтической модели, сфокусированной на эмоциональном развитии ребенка: развивающий (Developmental), учитывающий индивидуальные особенности (Individual-difference) и основанный на построении взаимоотношений со значимыми для ребенка людьми (Relationship-based) подход. 

К эффективным технологиям я отнесу еще комплексную программу TEACCH, буквальный перевод –  лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных спо­собностей. Основная ее задача – обучить ребенка с аутизмом различным социально-бытовым навыкам с помощью регулярной отработки их отдельных элементов или структуриро­вания. В дальнейшем освоенные элементы объединяются в «целые» навыки. Благодаря ТЕАССН-терапии аутичный ребенок может в какой-то степени самостоятельно решать повседневные задачи, которые нам кажутся достаточно простыми: как умыться, почистить зубы и т.д.  

– Есть ли в ТГПУ научно-исследовательские проекты, посвященные изучению РАС?

Безусловно. С сентября 2022 года я и Евгения Владимировна Дергачева вошли в исследовательскую группу, где также представлены Казанский федеральный университет, Гродненский государственный университет (Республика Беларусь), Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Основная тема научного проекта – «Изучение образовательного потенциала у дошкольников с расстройствами РАС». Вместе с коллегами исследуем образовательный потенциал по нескольким параметрам: речь, коммуникация, социальное поведение и дизадаптация. Мы используем диагностическую систему, которую разработал А.В. Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Диагностическая система включает существующие методики, с помощью которых можно оценивать вышеуказанные параметры, причем оцениваем каждый параметр на основании балльной системы, это дает комплексный результат и позволяет понять уровень развития ребенка по каждому параметру. Коллеги из КФУ самостоятельно разработали необходимые еще два параметра: физическое развитие (моторика) и художественно-этетический параметр. В итоге наше исследование проводится по шести параметрам.

– В чем актуальность научного исследования?

Для ребенка с РАС достаточно сложным является переход с дошкольной образовательной ступени на ступень начального образования. Часто нет понимания: каков образовательный потенциал ребенка. В итоге есть упущения, недоработки в решении, где будут обучаться такие дети: индивидуальное обучение, ресурсный класс или коррекционное обучение. Например, у ребенка сохранный интеллект, а его распределяют в коррекционное обучение, это негативно сказывается на образовательном потенциале школьника. Анализ образовательного потенциала по шести параметрам позволит разработать карту компетенций, образовательных возможностей. Эта карта даст возможность не проводит дополнительное тестирование, а сразу понимать, где будет учиться ребенок.

– Как я понимаю, это новый подход к оценке образовательного потенциала детей с РАС?

Да, действительно так. Как я уже сказала, мы используем системный подход, помимо созданных четырех параметров включили два новых. Это позволит разработать более полную и целостную карту образовательного потенциала ребенка, в этом новизна проекта.

– Насколько результативным будет исследование, если исходить из соотношения: сколько детей в Томской области с синдромом РАС и скольким ваш проект готов помочь?

В обследовании на данный момент принимают участие 144 ребенка, из Томска – 40 детей. С нами согласились сотрудничать детские сады № 30, 54, у них есть группы компенсированного обучения. В перспективе в качестве базы исследования выступит детский сад №53. Подобные сады, которые могут принимать детей с РАС, еще есть в Томске – это № 83, 57. В рамках первого года проекта мы составим индивидуальную карту для 40 детей. В Томской области около 300 детей с РАС. Теоретически мы для каждого из них можем составить такую карту.  В сентябре мы представим первые результаты нашего исследования, и именно ТГПУ доверили почетную роль выступить с общим отчетом.

Справочно:

Ежегодно в ТГПУ проводятся тематические конференции , семинары , круглые столы с участием представителей общественных организаций, ДОУ, где будущие педагоги пополняют знания по направлению сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра. Специалисты вуза реализуют специальные проекты для обсуждения актуальных проблем, например, в прошлом году состоялся экспертный диалог «Особое мнение», приуроченный ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. В нем приняли участие педагоги вуза и других образовательных и общественных организаций города, а также родители детей с РАС. Также в прошлом году ТГПУ вновь провел Всероссийский фестиваль профориентации детей с ОВЗ , к которому присоединились более 500 участников со всей страны, включая новые территории.

Последние новости

Во время праздников проверили порядка тысячи контейнерных площадок

Дежурные районных администраций во время новогодних праздников провели проверку состояния порядка тысячи контейнерных площадок по всему городу и на присоединенных территориях.

Заместители мэра вручили подарки участникам «Елки желаний»

Во время праздничных каникул заместитель мэра Томска - начальник департамента финансов Анна Мальсагова и заммэра по социальной политике Константин Чубенко приняли участие в акции «Елка желаний».

Северчане завоевали медали региональных соревнований по плаванию

С 23 по 26 декабря 2024г. в Томске в ЦВВС «Звездный» прошли региональные соревнования по плаванию  «Лига Александра Попова».

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Ногинске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *